Практика, труд, «вовлечение»

share the uri
  • Практика, труд, «вовлечение»

    В поисках сущности человека философы-персоналисты обратились к практической стороне его жизнедеятельности и пытались определить роль труда в жизни индивида. Одной из главенствующих стала идея «вовлеченного существования», призывающая человека к осмысленному, творческому выполнению своей миссии на Земле: «вовлечение» является «существенной частью становления личности» [Лакруа, 2004а, c. 96]. Признавая влияние марксизма на формирование идей персонализма о «вовлеченном» существовании, его теоретики стремились понять его в более широкой перспективе. Мунье отмечал, что марксизм игнорирует внутреннюю жизнь человека, его предназначение. Марксистское понятие практики предстаёт у Лакруа как позиция конкретного человека, реагирующего на каждое мгновение жизни своим целостным бытием – мыслящим и действующим.

    Философы-персоналисты, трактуя проблему деятельности, ставили задачей связать труд с целостным самопроявлением личности, осуществляющей себя в качестве субъекта не только производственной деятельности, но и деятельности духовной – нравственной, эстетической, религиозной. Мунье диалектически понимал взаимодействие духа и материи, и в этом взаимодействии он видел главное условие для самоосуществления человека как личности. Он не принимал предложенную Бердяевым трактовку «объективации» как «отчуждения». Бердяев, писал Лакруа, «отождествляет отчуждение и объективацию и в последней видит самую большую из человеческих ошибок» [Лакруа, 2004б, с. 245]. Бердяев не верил в возможность самореализации человека во внешнем мире; для него конфликт между материей и духом, имманентным и трансцендентным был абсолютным, а потому неразрешимым: «...дух революционен, материя же консервативна и реакционна», «дух хочет вечности, материя же знает лишь временное» [Бердяев, 1949, с. 294].

    В работе «Персоналистская и общностная революция» Мунье выделил три основные измерения личности: призвание, воплощение и объединение, где акцент делается на «воплощении в труде». Труд для Мунье есть прежде всего творчество, в процессе которого человек выступает целеполагающим существом («труд осуществляется ради творчества»); создавая тот или иной продукт, человек не только выражает, но и определенным образом завершает себя («труд есть средство завершения человека как личности»), конституируя собственное «я» («труд возвращает индивида к самому себе»); в труде человек осуществляет себя не только как мыслящее и действующее существо, но и как бытие чувственное, эмоциональное («труд сопровождается радостью...»); дисциплина труда, его конкретный порядок и строгая определенность организуют человека, давая ему чувство уверенности и вселяя веру в самого себя.

  • Источники:

  • Lacroix J. Personne et amour. Paris, 1955.
  • Mounier E. Communisme, anarchie et personnalisme. Paris, 1966.
  • Mounier E. Pourquoi «Esprit»? // Esprit. 1932. No. 1. Le tract spècial.
  • Бердяев Н. Самопознание. Опыт философской автобиографии. Париж, 1949.
  • Лакруа Ж. Марксизм, экзистенциализм, персонализм // Лакруа Ж. Избранное: Персонализм. М., 2004в. С. 290–385.
  • Лакруа Ж. Персонализм как антиидеология // Лакруа Ж. Избранное: Персонализм. М., 2004б. С. 166–289.
  • Лакруа Ж. Персонализм: истоки – основания – актуальность // Лакруа Ж. Избранное: Персонализм. М., 2004а. С. 5–165.
  • Лакруа Ж. Чувства и нравственная жизнь // Лакруа Ж. Избранное: Персонализм. М., 2004г. C. 386−450.
  • Мунье Э. Манифест персонализма // Мунье Э. Манифест персонализма. М., 1999б. С. 267–410.
  • Мунье Э. Персонализм // Мунье Э. Манифест персонализма. М., 1999г. С. 459–538.
  • Мунье Э. Персоналистская и общностная революция // Мунье Э. Манифест персонализма. М., 1999а. С. 13−266.
  • Мунье Э. Страх в ХХ веке // Мунье Э. Манифест персонализма. М., 1999в. С. 411−458.
  • Мунье Э. Что такое персонализм? М., 1994.
  • Литература:

  • Benjamin R. Notion de la personne et personnalisme chrétien. Paris, 1971.
  • Borne E. Emmanuel Mounier et combat pour l’homme. Paris, 1972.
  • Loubet del Bayle J.-L. Les non-conformistes des années 30. Une tentative de renouvellement de la pensée politique française. Paris, 1969.
  • Moix C. La pensée d’Emmanuel Mounier. Paris, 1960.
  • Ricoeur P. La personne // Ricoeur P. Lecture 2. La contrée des philosophes. Paris, 1989. P. 189−221.
  • Rougemont D. Politique de la personne. Paris, 1934.