Стоицизм: общие сведения

share the uri
  • Стоицизм: общие сведения

    Стоицизм – учение одной из наиболее влиятельных философских школ античности, которая была основана Зеноном из Кития ок. 300 г. до н.э. и существовала как интеллектуальное течение, вероятно, до конца II – начала III в. н.э. Названия «Стоя», «стоическое учение» (Στοά, Στωϊκὴ αἵρεσις) происходят от названия «Расписного Портика» (Στοὰ Ποικίλη) ‒ галереи на афинской Агоре, построенной в V в. до н.э. и украшенной росписями Полигнота и других художников [Диоген Лаэртий VII 5; Павсаний I 15]; там проводил свои занятия Зенон. По этому месту приверженцы школы именовались философами «из Стои», «стоиками». Постоянного учебного центра, подобного Академии платоников или Ликею перипатетиков, стоики не имели: уже в начальный период преподавание велось в разных местах, – например, при Хрисиппе в Одеоне (крытом музыкальном театре) [Диоген Лаэртий VII 184], а впоследствии и вне Афин.

    Школьное преемство и периодизация. Преемство схолархов прослеживается вплоть до I в. до н.э.; важное значение имеет «Геркуланейский список стоиков» (Index Stoicorum Herculanensis), содержащий имена многих мелких адептов школы примерно до конца II в. до н.э. После Зенона (ум. ок. 262 г. до н.э.) школу возглавляли Клеанф из Асса (ум. ок. 232 г. до н.э.), Хрисипп из Сол (ум. ок. 208/4 г. до н.э.), Зенон из Тарса (ум. в первой половине II в. до н.э.), Диоген Вавилонский (ум. ок. 150 г. до н.э.), Антипатр из Тарса (ум. ок. 129 г. до н.э.), Панэтий (ум. ок. 110 г. до н.э.), Мнесарх и Дардан. О более поздних схолархах сведений нет. По сложившейся в XIX в. традиции историю стоицизма принято делить на три периода – ранний (IIIII вв. до н.э.), средний (III вв. до н.э.) и поздний (III вв. н.э.). Это деление отражает основные этапы эволюции стоической доктрины.

    1) Ранняя Стоя. Главные представители: Зенон, Клеанф и его ученик Хрисипп – самый значительный разработчик и систематизатор стоического учения. После него наибольшей известностью пользовались Диоген Вавилонский и Антипатр из Тарса. В первой половине II в. до н.э. стоическая школа вела полемику по ряду вопросов с академиками, в частности, с Аркесилаем и Карнеадом. Примерно столетие спустя учение Стои стало известно в Риме.

    2) Средняя Стоя. В этот период школьная догматика обогащается платоническими элементами. Первым представителем данного этапа был ученик Антипатра Панэтий Родосский. Затем школу некоторое время возглавляли Мнесарх и Дардан. После них школьное преемство в Афинах, видимо, утратило значение, поскольку наиболее известные стоики уже не были схолархами. С этого времени более корректно говорить не о «стоической школе» в институциональном плане, а о стоической традиции. Крупнейший представитель Средней Стои – ученик Панэтия Посидоний (ум. ок. 50 г. до н.э.); он открыл собственную школу на Родосе, которую посещали влиятельные римляне, в том числе Цицерон и Помпей. Благодаря просветительской деятельности Посидония стоическое учение приобрело в Риме большую популярность.

    3) Поздняя (Римская) Стоя. В этот период школьная теория все больше ограничивается этикой, а эта последняя сводится к моралистике; логика и физика переходят на уровень вспомогательных дисциплин. Центром стоической мысли становится Рим, где жили или учились все видные представители позднего стоицизма, – Сенека (ум. 65 г. н.э.), Музоний Руф (ум. ок. 100 г. н.э.), Эпиктет (ум. в начале II в. н.э.), Гиерокл (ум. в первой половине II в. н.э.) и Марк Аврелий (ум. 180 г. н.э.). О том, существовала ли стоическая школа в Афинах в I в. до н.э. – II в. н.э., сведений нет. Известно лишь, что в 176 г. Марк Аврелий посетил Афины и учредил там четыре философские кафедры, – платоническую, стоическую, перипатетическую и эпикурейскую, – содержавшиеся за государственный счет [Филострат. Жизнеописания софистов II 2; Дион Кассий LXXI 31]. В рамках стоической традиции продолжалась учебная и комментаторская деятельность – составление учебников по этике (Гиерокл), истории школы (Аполлоний Тирский), занятия аллегорезой (Корнут), астрономией (Гемин, Клеомед, Манилий).

    Источники. Сочинения представителей Ранней Стои и Средней Стои сохранились лишь фрагментарно. В числе наиболее важных доксографов – Диоген Лаэртий, Цицерон, Сенека (они создали латинскую версию стоической терминологии), Арий Дидим, Климент Александрийский, Стобей, а также противники стоиков Плутарх, Гален, Секст Эмпирик, Александр Афродисийский, Плотин и другие авторы. Цельные сочинения сохранились только от представителей последнего периода; наибольшее значение имеют трактаты Сенеки, «Беседы» Эпиктета, «К самому себе» Марка Аврелия. Основная масса материалов по раннему стоицизму содержится в собрании фон Арнима, Stoicorum veterum fragmenta (= SVF); оно включает свыше 2800 фрагментов и, по общему мнению исследователей, отражает то состояние доктрины, которое ей придал Хрисипп.

    Исторические предпосылки учения, определение философии и ее частей. Стоицизм генетически связан с предшествовавшей и современной ему философской традицией. В области логики наибольшее влияние на учение Стои оказали мегарские логики и Аристотель, в области физики, – Аристотель и, возможно, Гераклит; этика формировалась под влиянием киников и Аристотеля, а в Средней Стое заметным стало влияние платонизма. Философия в понимании стоиков есть наука, позволяющая приблизиться к мудрости, т.е. знанию вещей божественных и человеческих: «Философия – упражнение в науке о насущно необходимом для этого… Философия состоит из трех частей: физической, этической и логической. Физическая часть – это исследования о мире и о том, что в нем находится; этическая – размышления о человеческой жизни, а логическая (которую называют также диалектической) – о разуме» [Плутарх. Мнения философов 874е = SVF II 35]. Деление на три части Зенон, возможно, заимствовал у Ксенократа [SVF II 38]. Шестичленное деление Клеанфа (диалектика, риторика, этика, политика, физика, теология – [Диоген Лаэртий VII 41]) фактически сводится к трехчленному.

    Стоики подчеркивали единство логоса во всех его проявлениях: в познании, мироустроении и целеполагании. Логика определяет принципы и границы познания и устанавливает терминологические нормы их выражения. Физика формулирует законы мироздания, дает основу для суждения о благе и зле и тем самым предвосхищает законы этики. Стремление сделать законами этики законы космоса – типичный для античного философствования ход мысли. Этика формулирует конечную цель разумного существа и способы ее достижения. Структурная взаимосвязь трех частей служит доктринальным выражением всеобщей «логичности» бытия, или единства законов мирового Разума-Логоса (как олицетворения причинно-следственных связей), – то есть тождества физической причинности, логической необходимости и этического долженствования. Правильная импликация является гносеологической гарантией осмысленности мироздания и состоит в фиксировании причинно-следственных связей. Поэтому конечный логический принцип этики формулируется так: «Принимай то, что следует из правильно выбранных тобой посылок» [Эпиктет. Беседы I 7, 9]). Таков главный рецепт примирения индивидуальной судьбы с общекосмическим порядком.

    Все части философии находятся в органическом единстве; иерархическое отношение между ними возникает лишь в плане порядка изложения. Зенон придерживался порядка «логика – физика – этика» [SVF I 46]. Тот же порядок, вероятно, признавал и Клеанф. Хрисипп придерживался последовательности «логика – этика – физика» на том основании, что при преподавании теории следует завершать все обучение самым важным – богопознанием [SVF II 42]. Общепринятой нормы, строго регламентирующей последовательность частей, в школе не было. Однако схема Зенона «логика – физика – этика» выглядит вполне приемлемой, поскольку обладает хронологическим первенством, не входит в абсолютное противоречие с мнениями других авторитетных стоиков и позволяет прояснить последовательность движения от пропедевтики к знанию и умению правильно жить.

  • Источники:

  • I frammenti degli Stoici antichi / Ordinati, tradotti e annotati da Nicola Festa. Vol. I–II. Bari, 1932–1935 (repr. Hildesheim; New York, 1971).
  • SVF – Stoicorum veterum fragmenta. Vol. I–III / Coll. I. ab Arnim. 2 ed. Lipsiae, 1921–1923; vol. IV: Indices / Conscr. M. Adler. Lipsiae 1924 (repr. Stuttgart, 1968).
  • Stoici Antichi / A cura di M. Isnarde Parenti. Vol. I–II. Torino, 1989.
  • Фрагменты ранних стоиков / Пер. и коммент. А.А. Столярова. Т. I–III. М., 1998–2010.
  • Литература:

  • Arnold V.E. Roman Stoicism. 2 ed. London, 1958.
  • Barth P. Die Stoa. 6. Aufl. / Völlig neu bearb. von A. Goedeckemeyer. Stuttgart, 1946.
  • Becker L.C. A New Stoicism. Princeton, 1998.
  • Bevan E. Stoics and Sceptics. Oxford, 1913.
  • Christensen J. An Essay on the Unity of Stoic Philosophy. Copenhagen, 1962.
  • Edelstein L. The Meaning of Stoicism. Cambridge, 1966.
  • Graeser A. Plotinus and the Stoics. A Preliminary Study. Leiden, 1972.
  • Pohlenz M. Die Stoa. Geschichte einer geistigen Bewegung. Bd. I–II. 3. Ausg. Göttingen, 1964–1965.
  • Rist J.M. Stoic Philosophy. Cambridge, 1969.
  • Sandbach F. The Stoics. New York, 1975.
  • Schmekel A. Die Philosophie der Mittleren Stoa. 2. Ausg. Hildesheim, 1974.
  • Степанова А.С. Философия Древней Стои. СПб., 1995.
  • Степанова А.С. Мир и человек в философии Стои. СПб., 2004.
  • Степанова А.С. Философия Стои как феномен эллинистическо-римской культуры. СПб., 2012.
  • Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995.