Постмодернистская модификация эстетического опыта

share the uri
  • Постмодернистская модификация эстетического опыта

    Реализация принципов постмодернизма привела к модификации основных категорий классической эстетики. Постмодернистский взгляд на прекрасное как сплав чувственного, концептуального и нравственного обусловлен как его интеллектуализацией, ориентацией на красоту ассонансов и асимметрии, дисгармоничную целостность второго порядка, так и неогедонистической доминантой, сопряженной с идеями текстового удовольствия, телесности, новой фигуративности в искусстве. Пристальный интерес к безобразному выливается в его постепенное «приручение» посредством эстетизации, ведущей к размыванию его отличительных признаков. Возвышенное замещается удивительным, траги­ческое – парадоксальным. Центральное место занимает комическое в его иронической ипостаси: иронизм является смыслообразующим принципом мозаичного постмодернистского искусства. Постмодернизму в эстетике присуща онтологическая трактовка искусства, отличающаяся от классической своей открытостью, нацеленностью на непознаваемое, неопределенное, разрушением системы символических противоположностей, дистанцированием от бинарных оппозиций реальное – воображаемое, оригинальное – вторичное, старое – новое, естественное – искусственное, внешнее – внутреннее, поверхностное – глубинное, мужское – женское, индивидуальное – коллективное, часть – целое, Восток – Запад, присутствие – отсутствие, субъект – объект. Субъект как центр системы представлений и источник творчества рассеивается, его место занимают бессознательные языковые структуры, анонимные потоки либидо, машинность желающего производства. Утверждается понимание искусства как единого бесконечного текста, созданного совокупным творцом. Происходит отказ от европоцентризма и этноцентризма, перенос интереса на проблематику, специфичную для эстетики стран Востока, Полинезии и Океании, отчасти Африки и Латинской Америки. Сознательный эклектизм питает гипертрофированную избыточность художественных средств и приемов постмодернистского искусства, его поливалентность. Постмодернистские принципы философского маргинализма, открытости, описательности, безоценочности привели к дестабилизации классической системы эстетических ценностей. Внимание к проблемам эстетики повседневности и потребительской эстетики, вопросам эстетизации жизни, окружающей среды, которые ранее считались периферийными, трансформировали критерии эстетических оценок ряда феноменов культуры и искусства (кича, кэмпа и т.д.). Антитезы высокое – массовое искусство, научное – обыденное сознание не воспринимаются эстетикой постмодернизма как актуальные. Постмодернистские эксперименты стимулировали стирание граней между традиционными видами и жанрами искусства, появление их многообразных миксов. Усовершенствование и доступность технических средств воспроизводства, развитие компьютерной техники и информатики подвергли сомнению оригинальность творчества, «чистоту» искусства как индивидуального акта созидания, привели к его «дизайнизации». Постмодернизм свидетельствует как об издержках переходного этапа в развитии культуры, связанных, прежде всего, с эклектизмом, вторичностью художественных приемов и принципов, так и о присущем ему возвращении в эстетику и искусство языка эстетического чувства, красоты как реальности, контекста мировой культуры и повседневной жизни.

    Наиболее известными исследователями постмодернизма являются И.П. Ильин, В.Н. Курицын, Н.Б. Маньковская, В.А. Подорога, М.К. Рыклин, М.Н. Эпштейн, А.К. Якимович, М.Б. Ямпольский (Россия), М.А. Можейко (Белоруссия), Ж. Бодрийар (Франция), Дж. Ваттимо (Италия), В. Велш, Х. Кюнг, Д. Кампер, Б. Гройс (Германия), Д. Барт, В. Джеймс, Ч. Дженкс, Р. Рорти, А. Хайсен, И. Хассан (США), А. Крокер, Д. Кук (Канада), М. Роз (Австралия), М. Шульц (Чили). К принципиальным критикам постмодернизма принадлежат А.И. Солженицин, Ф. Джеймисон, Ю. Хабермас.

  • Литература:

  • From modernism to postmodernism: between universal and local / Ed. by K. Bogunović Hočevar, G. Pompe, N. Sukljan. Frankfurt am Main, 2016.
  • Hiebert T. In praise of nonsense: aesthetics, uncertainty, and postmodern identity. Montreal; Ithaca, 2012.
  • Japanese aesthetics and (post)modernism: a dialogue between artists and thinkers from the east and west / Ed. by B. Penas-Ibáñez, A. Akiko Manabe. Bern; N. Y., 2016.
  • Metamodernism: historicity, affect and depth after post-modernism / Ed. R. Akker, A. Alison Gibbons, T. Timotheus Vermeulen. L.; N. Y., 2017.
  • Ottmann K. Genius decision: the extraordinary and the postmodern condition. Thompson (Conn.), 2015.
  • Preusser H.-P. Pathische Aesthetik: Ludwig Klages und die Urgeschichte der Postmoderne. Heidelberg, 2015.
  • Serafini L. Etica dell’estetica: narcisismo dell’Io e apertura agli altri nel pensiero postmoderno. Macerata, 2017.
  • Маньковская Н.Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс. М.; СПб, 2009 (2-е изд. 2016).
  • Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М., 1995.