Постмодернизм: понятие и термин

share the uri
  • Постмодернизм: понятие и термин

    Постмодернизм (англ. postmodernism, франц. postmodernisme) – широкое культурное течение, в чью орбиту в последние пять десятилетий попадают философия, искусство, наука. Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Термин «постмодернизм» возник в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914). В 1934 в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. В 1947 А. Тойнби в книге «Изучение истории» придает ему культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре. В статье Л. Фидлера «Пересекайте границы, засыпайте рвы» (1969) специфика постмодернизма усматривается в культурном сдвиге, стирающем границы между элитарным и массовым искусством в духе плюралистической художественно-эстетической парадигмы. Американский теолог Х. Кокс в своих работах начала 1970-х гг., посвященных проблемам религии в Латинской Америке, широко использует понятие «постмодернистская теология». Ведущие западные политологи (Ю. Хабермас, З. Бауман, Д. Белл) трактуют его как культурный итог неоконсерватизма, символ постиндустриального общества, внешний симптом глубинных трансформаций социума, выразившийся в тотальном конформизме, идеях «конца истории» (Ф. Фукуяма), эстетическом эклектизме. В политической культуре постмодернизм означает развитие различных форм постутопической политической мысли. В философии – торжество постметафизики, пострационализма, постэмпиризма. В этике – постгуманизм постпуританского мира, нравственную амбивалентность личности. Представители точных наук трактуют постмодернизм как стиль постнеклассического научного мышления. Психологи видят в нем симптом панического состояния общества, эсхатологической тоски индивида. Искусствоведы рассматривают постмодернизм как новый художественный стиль, отличающийся от неоавангарда возвратом к установке на эстетическое удовольствие.

    Популярность термин «постмодернизм» обрел благодаря Ч. Дженксу. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» (1977) он отмечал, что хотя само это слово и применялось в американской литературной критике 60–70-х гг. для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, автор придал ему принципиально иной смысл. Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры.

  • Литература:

  • Anderson P. Les origins de la postmodernité. Paris, 2010.
  • Clinci D. Avangardă şi experiment. De la estetica negativă la cultura postmodernă. București, 2014.
  • Connor S. Postmodern Culture. An Introduction to the Theories of the Contemporary. Cambridge (Mass.), 1990.
  • Habermas J. Modernity. An Unfinished Project // The Anti-Aesthetics. Essays on Postmodern Culture / Ed. by H. Foster. Port Townsend (Wash.), 1986. P. 3–15.
  • Herwitz D., Banes S., Altieri C. Postmodernism // Encyclopedia of aesthetics / Ed. by M. Kelly. 2nd ed. T. 5. N. Y.; Oxford, 2014. P. 255–269.
  • Huyssen A. After the Great Divide. Modernism, Mass Culture, Postmodernism. Bloomington (Ind.), 1986.
  • Jencks C. The Language of Postmodern Architecture. L., 1977.
  • Kaesbohrer B. Sprechenden Raume: aesthetisches Begreifen von Buhnenbildern der Postmoderne: eine kunstpadagogische Betrachtung. München, 2010.
  • Skowroński K.P. Beyond aesthetics and politics: philosophical and axiological studies on the avant-garde, pragmatism, and postmodernism. Amsterdam, 2013.
  • Ильин В. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М., 1998.
  • Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.
  • Постмодернизм. Энциклопедия / Сост. и науч. ред. А.А. Грицанов, М.А. Можейко. Минск, 2001.