Декалог в западно-христианской традиции в раннее Новое время: Протестантизм

share the uri
  • Декалог в западно-христианской традиции в раннее Новое время: Протестантизм

    В различных протестантских богословских традициях не было единства в формулировках заповедей и их группировки по скрижалям, что отражало как отличие в экзегетических подходах к Декалогу, так и иное акцентирование различных его аспектов.

    Мартин Лютер толкует Декалог буквалистски, понимая его как кодекс, сложившийся в конкретном историческом контексте (называя его «Саксонским зерцалом иудеев» по аналогии с германским правовым кодексом XIII в. – «Саксонским зерцалом»). Формулировки десяти заповедей Лютера текстологически не тождественны ни одной из ветхозаветных версий Декалога: опускаются все детали, имеющие отношение только к реалиям ветхозаветного Израиля (спасение народа из египетского плена, запрет создавать изображения Бога, соблюдение субботы и др.). Заповеди в интерпретации Лютера обретают универсальное звучание, выступают как обобщение того содержания, которое в тексте ветхозаветного Декалога соответствовало содержанию естественного закона. Удвоение запрета «не пожелай» акцентирует общеэтическое и социальное измерение Декалога у Лютера [Лютер, 2002, с. 108‒110]. Жан Кальвин опирается на версию книги Исход и для объяснения Декалога использует метод аллегорической экзегезы [Кальвин, 1997, с. 366‒421]. Сохраняя запрет на создание образов Бога (вторая заповедь), Кальвин акцентирует принцип «только Богу слава» (Soli Deo gloria) и, таким образом, теоцентрическое измерение Декалога [Dreß, 1954, S. 420‒421].

    Как и современная ему католическая мысль, протестантское богословие обращается к Декалогу в контексте рассуждений о естественном законе; в большей мере это прослеживается у кальвинистов (обе скрижали Декалога, а не только вторая, отражает содержание естественного закона [Кальвин, 1997, с. 366]), нежели у лютеран. Генрих Буллингер [De Testamento seu Foedera Dei Unico et Aeterno, 1534], а вслед за ним и отдельные представители раннего пуританизма рассматривали Декалог как документ личного завета каждого христианина с Богом (Джон Хупер [Hooper, 1843]).

    К Декалогу обращались в контексте более широкой проблемы discrimen legis et evangelii, или различения Закона (вся совокупность требований, которые Бог предъявляет человеку, в том числе и в составе Декалога) и Евангелия (обещания, которые Бог дает верующему) [Hunnius, 1606; Cundisius, 1653], что нашло свое отражение в конфессионально-окрашенном изобразительном искусстве (Лукас Кранах старший, аллегория Закона и Евангелия, 1529), но более предметно – в антиномистском споре и богословской дискуссии о функциях Закона.

    Лютер (комментарии на послание к Галатам, 1531 [Luther, 1911, S. 481]) выделял две функции Закона: политическую (usus politicus seu paedagogicus или civilis) – для ограничения социального зла и создания условий для мирной и справедливой жизни в обществе – и теологическую (usus theologies seu spiritualis), когда Закон предстает своеобразным зеркалом, в котором отражаются все грехи. Филипп Меланхтон («Examen», 1528 [Melanchthon, 1556, p. 24‒26]; «Loci Communes», 1535 [Melanchthon, 1535, p. diivdiiiiv]) и Мартин Буцер («Ennaratio in Evangelion Iohannis» [Bucer, 1988, p. 150ff.]) ввели понятие «третье действие закона» (tertius usus legis), призванное побудить верующих ко все более полному подчинению и совершенному исполнению воли Бога. Этим был сделан важный шаг к признанию определенной ценности добрых поступков для спасения и смягчению ригоризма – принципа оправдания только верой [Witte, 2004, p. 127‒129].

    Кальвин («Наставление в христианской вере», кн. 2, гл. 7, 12 [Кальвин, 1997, с. 359‒360]) вслед за Меланхтоном также говорит о трех способах действия Закона, но, в отличие от лютеран, называет третье действие основным, понимая следование Закону и Декалогу как его обобщению в качестве одного из путей освящения [Кальвин, 1997, с. 348]. Ряд направлений реформатской мысли и баптисты не признают «третьего действия закона».

  • Источники:

  • Bucer M. Ennaratio in Evangelion Iohannis // Bucer M. Opera Latina / Ed. I. Backus. Vol. 2. Leiden; Boston, 1988.
  • Cundisius G. Tractatus Theologicus de lege et evangelio. Jenae, 1653.
  • Hooper J. A Declaration of the Ten Holy Commandments of Almighty God // Hooper J. Early Writings / Ed. S. Carr. Cambridge, 1843. P. 249‒430.
  • Hunnius A. Articuli Christianae Religionis, De lege et Evangelio. Wittenbergae, 1606.
  • Luther M. In epistolam S. Pauli ad Galatas Commentarius // D. Martin Luther Werke. Kritische Gesamtausgabe. Bd. 40. Abt. 1. Weimar, 1911. S. 1‒688.
  • Melanchthon Ph. Examen eorum qui audiuntur ante ritum publicae ordinationis, qua commendatur eis ministerium Evangelii. Wittenbergae, 1556.
  • Melanchthon Ph. Loci Communes Theologici Recens collecti et recogniti. Wittenbergae, 1535.
  • Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Т. I. М., 1997.
  • Лютер М. Краткий катехизис // Мартин Лютер. 95 тезисов / Сост., вступ. ст., примеч. и коммент. И. Фокина. СПб., 2002. С. 108‒117.
  • Литература:

  • Dreß W. Die Zehn Gebote und der Dekalog. Ein Beitrag zu der Frage nach dem Unterschied zwischen lutherischen und calvinistischen Denken // Theologische Literatur-Zeitung. 1954. Bd. 79. Heft 7/8. S. 415‒422.
  • Frey Ch. Natural Law and Commandments: Conditions for the Reception of the Decalogue since the Reformation // The Decalogue in Jewish and Christian Tradition / Eds. H. Graf Reventlow, Y. Hoffman. New York; London, 2011. P. 118‒131.
  • Hesselink I.J. Calvin’s Concept of the Law. Eugene, 1992.
  • Klug E.F. Luther on Law, Gospel, and the Third Use of the Law // The Springfielder. 1974. Vol. 38. No. 2. P. 155‒169.
  • Law – Third use of the law // Encyclopedia of the Reformed Faith / Ed. D.K. McKim. Louisville; Westminster, 1992. P. 215‒216.
  • Reventlow Graf H. The Ten Commandements in Luthers Catechismus // The Decalogue in Jewish and Christian Tradition / Eds. H. Graf Reventlow, Y. Hoffman. New York; London, 2011. P. 132‒147.
  • Van Deursen A.Th. Rust niet voordat gy ze van buiten kunt. De Tien Geboden in de 17e eeuw. Kampen, 2004.
  • Willis J. The Reformation of the Decalogue: Religious Identity and the Ten Commandments in England, c.1485‒1625. Cambridge, 2017.
  • Witte J. Law and Protestantism. The Legal Teachings of the Lutheran Reformation. Cambridge, 2004.
  • Корзо М.А. Дискуссии о Декалоге в протестантской мысли XVI в. // Философия и этика: сборник научных трудов. К 70-летию академика А.А. Гусейнова. М., 2009. С. 200‒206.