Декалог в Новом Завете

share the uri
  • Декалог в Новом Завете

    В Новом Завете ни полный текст Декалога, ни пролог и предписания об отношении к Богу буквально не встречаются. Воспроизводятся отдельные заповеди об отношении к ближнему, которые иногда дополнены заповедью любви. Это или комплекс из пяти заповедей (Мф. 19: 18‒19, Мк. 10: 19, Лк. 18: 20, Рим. 13: 9), или единичные предписания: почитание родителей (Мф. 15: 4а; Мк. 7: 10а; Еф. 6: 2‒3), прелюбодеяние и убийство (Иак. 2: 11), кража и прелюбодеяние (Рим. 2: 22), общий запрет «не пожелай» (Рим. 7: 7). Парафраз заповедей к ближнему содержится в 1 Тим. 1: 8‒10.

    Тот факт, что заповеди Декалога даются почти во всех фрагментах Нового Завета не дословно и зачастую в иной, нежели в Ветхом Завете, последовательности, объясняется исследователями тем, что они воспроизводились на основе не письменного текста, но разных устных литургико-катехетических традиций. Отсутствие упоминаний о заповедях по отношению к Богу роднит новозаветные тексты с раннеиудейской традицией, в которой данные предписания упоминаются крайне редко [de Vos, 2016, S. 266], и свидетельствует о том, что раннехристианские общины позиционировали себя в первую очередь как сообщества, соблюдающие определенные нравственные нормы. По свидетельству Плиния Младшего (ок. 61‒113), во время богослужений в ряде раннехристианских общин рецитировались отдельные заповеди Декалога, когда верующие хором приносили обязательство «воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное» [«Письма», кн. Х, 96, с. 205‒206].

    В Нагорной проповеди основной акцент делается на предписания Декалога по отношению к ближнему, изменена также иерархия заповедей: помощь ближнему ставится выше соблюдения субботы (ср. Мф. 12: 10‒13; Мк. 2: 23‒25; Лк. 13: 10‒17, 14: 1‒6: Ин. 5: 8‒13), и запрет на прелюбодеяние распространяется не только на поступок, но и на намерение. Предписания Ветхого Завета также резюмируются в двойной заповеди любви: «возлюби Господа Бога твоего» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 36‒40; Мк. 12: 30‒31, др.), отзвуки чего встречаются уже в праве Моисея (Левит 19: 18). Главной мотивацией соблюдения предписаний Декалога выступает вера в Бога и эсхатологические ожидания скорого Второго пришествия Христа.

    В посланиях апостола Павла запреты второй скрижали цитируются в порядке Втор. 5: 17‒19 Септуагинты. Павел обращается к ветхозаветным предписаниям (не употребляя самого понятия «декалог») в трех контекстах: для обоснования идеи, что все люди находятся под властью греха (Рим. 1: 18‒32; 2: 17‒24), рассуждая о природе и функции закона (Рим. 7:7 ff.), говоря о заповеди любви как об обобщении и исполнении закона (Рим. 13: 8‒10) [Nebe, 2011, p. 62]. В посланиях Павла под влиянием иудео-эллинистической традиции ставится проблема различения Декалога (или Закона) и Евангелия, в которых он усматривает два взаимоисключающих вида праведности (Рим. 10: 5‒6, Фил. 3: 9); отмечается, что Декалог имел временный и служебный характер, обязывал в полной мере лишь до пришествия в мир Иисуса Христа, дан христианам для осознания собственной греховности (Гал. 3: 16; 19); встречаются косвенные ссылки на Декалог (Кол. 3: 5‒6, 20, перечислены пороки, караемые гневом Бога).

  • Источники:

  • Biblia Sacra. Iuxta Vulgatam Versionem. Stuttgart, 1994.
  • Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В русском переводе с приложениями. Брюссель, 1973.
  • Письма Плиния Младшего. Кн. I–X. М., 1982.
  • Литература:

  • Daranowska-Łukaszewska J., Łach St., Rosik S., Samek J. Dekalog // Encyklopedia Katolicka / Eds. R. Łukaszyk, L. Bieńkowski, F. Gryclewicz. T. 3. Lublin, 1989. Kol. 1106‒1112.
  • Grant R.M. The Decalogue in Early Christianity // The Harvard Theological Review. 1947. Vol. 40. Issue 1. P. 1‒17.
  • Kany R. Der Dekalog im Neuen Testament // Gliederungssysteme angewandter Ethik. Ein Handbuch / Hrsg. von W. Korff, M. Vogt. Freiburg; Basel; Wien, 2016. S. 160‒172.
  • Nebe G. The Decalogue in Paul, Especially in His Letter to the Romans // The Decalogue in Jewish and Christian Tradition / Eds. H.G. Reventlow, Y. Hoffman. New York; London, 2011. P. 50‒87.
  • de Vos C.J. Rezeption und Wirkung des Dekalogs in jüdischen und christlichen Schriften bis 200 n.Chr. Leiden; Boston, 2016.
  • Тимофеев А., Юревич Д. Десять заповедей // Православная Энциклопедия. Т. 14. М., 2006. С. 459‒473.