Новейшее время и проблема вкуса

share the uri
  • Новейшее время и проблема вкуса

    В искусстве и эстетике реализма XIX в. вкус, понимаемый как принадлежность «избранных» персон, вообще снимается с рассмотрения, а в эстетике романтизма он возводится напрямую к гению, который осмысливается единственным законодателем вкуса (традиция, восходящая к «просветителям» и Канту). В ХХ в. проблемой вкуса отчасти занимаются представители социологической эстетики, изучающие формирование вкусов масс, элитарных групп и т.п. В контексте глобальной переоценки всех ценностей, начавшейся с Ф. Ницше и прогрессировавшей во второй половине ХХ столетия, тема вкуса, как и других категорий классической эстетики, утрачивает свое значение. Между тем объективно эта тема не может быть снята, пока остается актуальным эстетический опыт человечества. Правда, в ХХ в. утвердились некие новые условные правила игры в сфере арт-пространства с отказом и от создания произведений, отвечающих понятию искусства, и от традиционных эстетических категорий, в т.ч. и от понятия вкуса. Однако лучшие произведения реалистического, романтического, символистского и авангардного искусства были созданы на принципах высокого вкуса, и подлинное восприятие их художественной ценности возможно только на основе этого вкуса. Другое дело, что способность полноценно реализовывать эстетический опыт (адекватно воспринимать произведения искусства прошедших эпох и всех народов, обладать острым чувством стиля, цвета, формы, звуковой полифонии, драматургической логики, архитектонической организации произведения и т.п.) в современных условиях остается уделом ограниченного круга людей (что, впрочем, в истории культуры наблюдалось неоднократно). В массовой же культуре и в сфере так называемых продвинутых арт-практик ведущее место занимает принципиальная, сознательно культивируемая «безвкусица», точнее – некий конвенциональный отказ от вкуса и его воспитания.

  • Литература:

  • Korsmeyer C. Making Senses of Taste: Food and Philosophy. Ithaca (NY), 1999.