Трактат И. Канта о вечном мире

share the uri
  • Трактат И. Канта о вечном мире.

    В XVIIXVIII вв. становятся популярными трактаты о вечном мире. Наиболее известен трактат И. Канта, хотя до него работы сходной тематики публиковали аббат Ш. Сен-Пьер [Сен-Пьер, 2003, с. 136‒161] и Ж.-Ж. Руссо [Руссо, 2003, с. 162‒172]. Мо-Цзы), и в средневековой Европе (Эразм Роттердамский). Кант признает, что для его эпохи война остается одним из необходимых элементов взаимодействия государств между собой. Испорченность человеческой природы, по мысли Канта, заставляет людей прибегать к насилию. Однако человеку по природе присуще также стремление к жизни без страха и опасения быть убитым. Это естественное требование делает необходимым постепенный переход в состояние вечного мира, что признается Кантом высшим политическим благом [Кант, 1994b, с. 392]. Высокая степень международной интеграции делает конфликты невыгодными даже для государств, не участвующих в них: «Тесное общение между народами земли развилось всюду настолько, что нарушение права в одном месте чувствуется во всех других» [Кант, 1994a, с. 279]. Итак, состояние мира без войны можно помыслить, оно является нравственным идеалом, и Кант обсуждает, как со временем можно было бы избавиться от вооруженных конфликтов.

    Кант полагает, что государства могут выйти из состояния постоянной явной или скрытой враждебности, если заключат между собой договор, состоящий из шести прелиминарных, трех дефинитивных статей и одной тайной. Подобный договор привел бы к такому изменению в отношениях между государствами, которое сделало бы войну бессмысленной и абсолютно неприемлемой. Наиболее важны дефинитивные, или окончательные, статьи: 1) гражданское устройство в каждом государстве должно быть республиканским; 2) международное право должно быть основано на федерации свободных государств; 3) право всемирного гражданства должно быть ограничено условиями всеобщего гостеприимства.

    Реализация идеала вечного мира связана с построением глобальной федерации республиканских государств, граждане которых руководствуются принципом всеобщего гостеприимства, т.е. невраждебного отношения к чужестранцу. До появления такого союза народов Кант предлагает начинать войны и вести их, руководствуясь строгими ограничениями. Существенный вклад Канта состоит в определении особых норм и правил действования на финальной стадии войны – уже после заключения мира. Он запрещает контрибуции и наказания для побежденных, считает недопустимым лишать население поверженной страны их гражданских прав и свобод. Все эти меры должны служить прекращению враждебности (в современной теории справедливой войны они формулируются в качестве принципов jus post bellum – «права после войны»).

  • Литература:

  • Кант И. К вечному миру // Кант И. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 7. М., 1994a.
  • Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 6. М., 1994b.
  • Руссо Ж.-Ж. Суждение о вечном мире // Трактаты о вечном мире. СПб., 2003. С. 162‒172.
  • Сен-Пьер Ш. Избранные места из проекта вечного мира (в изложении Ж.-Ж. Руссо. 1760) // Трактаты о вечном мире. СПб., 2003. С. 136‒161.