Васубандху

Electronic philosophical encyclopedia article
share the uri

Жизнь и сочинения Васубандху

Васубандху (санскр. Vasubandhu) (IV в.), буддийский философ, согласно традиции младший брат философа Асанги. Автор фундаментального труда «Абхидхармакоша» с автокомментарием «Абхидхармакоша-бхашья», а также «Тримшики» и «Вимшатики» – изложений основных учений школы йогачара.

В связи со сложностью датировки жизни Васубандху некоторыми учеными выдвигалась теория «двух Васубандху», однако в последнее время специалисты склоняются к тому, что это все-таки одна фигура (Дж. Голд). Согласно Анакеру, собравшему сведения о биографии Васубандху, он родился в 316 в Пурушапуре (совр. Пешавар), в тогдашнем регионе Гандхара, и умер в 396 (датировка, относящаяся к IV в., была предложена еще в 1911 французским исследователем П.Н. Пери). Биография Васубандху – «Босупанду фаши чжуань» («Биография учителя Васубандху») была написана или, скорее, составлена Парамартхой, одним из главных представителей йогачары в Китае. Она сохранилась только в составе китайской «Трипитаки» и является единственной полной биографией учителя. Некоторая информация содержится и в других китайских источниках, прежде всего в сочинениях Сюаньцзана.

Отцом Васубандху был брахман и придворный жрец из готры (рода) Каушика. Васубандху появился на свет через год после того, как его старший брат Асанга стал буддийским монахом. Эпоха, когда жил Васубандху, – время расцвета «индийского дискуссионного клуба» (В.К. Шохин), начало общеиндийской полемики об анатмане (не-«я»), которая до первых веков н.э. проходила исключительно в буддийских кругах. Первоначально Васубандху вступил в хинаянскую школу сарвастивады в Айодхье, где его учителем был Буддхамитра, и изучал главным образом учение вайбхашиков. Начав серьезно сомневаться в его истинности и познакомившись, благодаря учителю Маноратхе, с учением саутрантиков, он решает отправиться в Кашмир, колыбель вайбхашики, чтобы изучить ее учение более подробно. Во время отсутствия его и Маноратхи в Айодхье туда прибыли учитель санкхьяиков Виндхьявасин и его ученик Варшаганья и победили в диспуте Буддхамитру. Чтобы опровергнуть Виндхьявасина, Васубандху составил трактат «Парамартхасаптатика» («Семьдесят строф о высшей истине»).

Васубандху учился в Кашмире в 342–346, где познакомился со своим будущим оппонентом Сангхабхадрой, учеником той же школы. Возвратившись в Пурушапуру, он стал читать лекции по философии вайбхашики и в конце каждой лекции сочинял строфу, которая ее суммировала. Составленные им более 600 строф (карик) содержат подробное описание системы вайбхашиков и сжатое изложение их основного трактата «Махавибхаша» («Великий комментарий» к компендиуму «Метод знания»). Эти карики и сформировали «Абхидхармакошу». В то же время Васубандху работал над своим автокомментарием к «Абхидхармакоше», в котором проводилась последовательная критика системы вайбхашиков с точки зрения саутрантики. После составления «Абхидхармакоши» Васубандху много путешествовал по всей Индии.

После захвата ок. 350 Северной Индии Самудрагуптой Васубандху, а также его учителя Буддхамитра и Маноратха решили перебраться в Айодхью. Обратившись под влиянием своего старшего брата Асанги в махаяну, Васубандху написал комментарии к посланным ему Асангой «Акшаяматинирдеша-сутре» («Учение «Акшаямати-сутры») и «Дашабхумике» («Сутра, имеющая 10 уровней»). После смерти Асанги последовали комментарии к махаянским трактатам «Мадхъянтавибханга» («Различение между серединой и крайностями»), «Махаянасутраланкара» («Украшение сутр махаяны»), «Дхармадхарматавибхага (или «-вибханга») («Различие между существованием и сущностью»), которые приписываются учителю Асанги Майтрейе и считаются базовыми сочинениями йогачары. Кроме того, Васубандху написал комментарий к «Махаянасанграхе» («Компендиум Махаяны») Асанги – первое систематическое изложение учений школы йогачара-виджнянавада, составил комментарии к «Аватамсака-сутре» («Цветочная гирлянда сутр»), «Нирвана-сутре» («Сутра о нирване»), «Саддхармапундарика-сутре» («Сутра о цветке лотоса истинного учения»), «Ваджраччхедика-праджняпарамита-сутре» («Алмазная сутра совершенства мудрости»), «Вималакирти-сутре» («Сутра наставлений Вималакирти») и «Шрималадеви-симханада-сутре» («Сутра львиного рыка царицы Шрималы»).

Комментарий Васубандху к «Сукхавативья-сутре» («Сутра рая будды Амитабхи») стал базовым трактатом для китайско-японской школы «Чистой земли». Индийская школа йогачара-виджнянавада представлена в Китае тремя школами, все они возникли на базе работ Васубандху. Первая из них, школа дилун (1-я пол. VI в.), возникла на основе его комментария к «Дашабхумика-сутре», вторая, школа шелун (2-ая пол. VI в.), возникла на основе перевода Парамартхи «Махаянасанграхи». Последняя, школа фасян, основанная Сюаньцзаном и его учеником Куиджи в VII в., приняла в качестве базового текста «Тримшику».

Васубандху составил также трактаты по виджняптиматре («только-лишь-сознанию») и прокомментировал «Махаянасанграху», «Триратнаготру» («Род трех драгоценностей»), «Амритамукху» («Уста нектара бессмертия») и другие трактаты. Став знаменитым махаянским учителем (возможно, уже к 360), Васубандху был провозглашен во многих школах махаяны бодхисатвой.

В старости Васубандху снова отправился странствовать. В Каушамби он написал «Тримшику» и «Вимшатику» – изложение учения йогачары-виджнянавады. После воцарения около 391 Говиндагупты Васубандху поселился в Айодхье, приняв пожизненное царское содержание. Скончался в возрасте 80 лет.

Васубандху известен как автор тысячи работ, 500 из них в традиции хинаяны и 500 в традиции махаяны. До нашего времени дошло только 47 работ, из которых только 9 в санскритском оригинале, 27 в китайском переводе, 33 в тибетском, и лишь в 30 из них относительно его авторства не может быть никакого сомнения. В соответствии с датировкой Анакера можно предположить, что сначала были написаны работы по абхидхарме, затем ранние работы по махаяне, а уже затем сочинения, относящиеся к йогачаре, из которых самой поздней является «Трисвабхаванирдеша» («Учение о тройственной природе»).

Abhidharmakosa. 9th Chapter / Ed. by Zhang Xueshan. Research Institute of Sanskrit Manuscripts & Buddhist Literature, Peking University. Peking. URL: http://www.mldc.cn/sanskritweb/resour/etext/abhk9.html (дата обращения: 15.09.2016).

Abhidharmakosabhasyam / Trans. by L. de La Vallée Poussin; English trans. by L.M. Pruden. 4 Vols. Berkeley (Calif.), 1988–1990.

L’Abhidharmakosa de Vasubandhu / Trad. et annoté par L. de la Vallée Poussin. Chap. 1–9. Paris, 1923–1931.

Pradhan P. Abhidharmakosabhasya of Vasubandhu, Tibetan Sanskrit Works Series. Vol. VIII. Patna, 1967 (2nd ed., rev. with introd. and indices by Dr. Aruna Haldar, 1975).

Shastri S.D. Abhidharmakosa & Bhasya of Acharya Vasubandhu with Sphutartha Commentary of Acharya Yasomitra. Part I (I and II kosasthana). Varanasi, 1970.

Абхидхармакоша / Близкий к тексту пер. с тиб. на рус. яз. Б.В. Семичова и М.Г. Брянского. Т. 1. Гл. 1–2; Т. 2. Гл. 3. Улан-Удэ, 1980.

Абхидхармакоша / Близкий к тексту пер. с тиб. на рус. яз. Б.В. Семичова и М.Г. Брянского. Т. 3. Гл. 4. Улан-Удэ, 1988.

Васубандху о реальности только мысленного представления (репрезентации) / Предисл. и пер. «Вимшатика-карика-вритти» Васубандху В.Г. Лысенко // Вопросы философии. 2008. № 1. С. 109–112.

Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 1: Раздел I: Учение о классах элементов. Раздел II: Учение о факторах доминирования в психике / Изд. подгот. Е.П. Островская, В.И. Рудой. М., 1998.

Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 2: Раздел III: Учение о мире. Раздел IV: Учение о карме / Изд. подгот. Е. П. Островская, В. И. Рудой. М., 2001.

Энциклопедия буддийской канонической философии (Абхидхармакоша). Раздел V: Учение об аффектах. Раздел VI: Учение о пути благородной личности / Сост., пер. коммент., исслед. Е.П. Островской, В.И. Рудого. СПб., 2006.

Anacker S. Seven Works of Vasuhandhu. Delhi, 1984.

Frauwallner E. On the date of the Buddhist master of the law Vasaubandhu. Roma, 1951.

Gokhale V.V. The Text of the Abhidharmakosakarika of Vasubandhu // Journal of the Bombay Branch, Royal Asiatic Society. 1946. Vol. 22. P. 73–102.

Gold J.C. Paving the Great Way: Vasubandhu’s Unifying Buddhist Philosophy. N. Y., 2015.

Jaini P.S. On the Theory of Two Vasubandhus // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London. 1958. Vol. 21. No. 1/3. P. 48–53.

Mejor M. The Problem of Two Vasubandhus Reconsidered // Indologica Taurinensia. 1989–1990. Vol. 25–26. P. 275–283.

«Абхидхармакоша» и «Абхидхармакоша-бхашья»

Ключевое произведение Васубандху – «Абхидхармакоша» («Энциклопедия (сокровищница, хранилище) Абхидхармы», далее АК, ок. 350 н.э.), содержащее учение о дхармах, или элементах психофизического потока. АК задумывалась автором как компендий высшего знания, имеющего своей целью освобождение (нирвану). Фактически же это краткое изложение учения кашмирских вайбхашиков. В странах северного буддизма, включая Тибет, АК является главным текстом для изучения буддийской традиции.

Философским трактатом в подлинном смысле слова является «Абхидхармакоша-бхашья» («Abhidharmakośabhāṣya», далее АКБ, ок. 360 н.э.), т.е. прозаический комментарий на стихотворную АК, написанный самим автором, в котором он выступает уже против многих положений вайбхашиков с позиций школы саутрантика, попутно выдвигая аргументы и против представителей брахманистских школ.

АКБ состоит из девяти книг, или разделов (sthāna): книга 1-я – «Дхатунирдеша» («Учение о классах элементов», в ней изложена классификация дхарм), 2-я – «Индриянирдеша» («Учение о факторах доминирования в психике», в которой говорится об органах чувств, ментальных состояниях и продолжается классификация дхарм), 3-я – «Локанирдеша» («Учение о мире», в ней рассматривается космология, классы живых существ и учение о времени), 4-я – «Карманирдеша» («Учение о карме»), 5-я – «Анушаянирдеша» («Учение об аффектах»), 6-я – «Маргапудгаланирдеша» («Учение о пути благородной личности», посвящена буддийскому пути), 7-я – «Джнянанирдеша» («Учение о знании», говорит о различных видах знания), 8-я – «Самапаттинирдеша» («Учение о сосредоточенности», излагает учение о медитации), 9-я – «Пудгалавинишчая» («Исследование пудгалы»).

Центральное в трактате – понятие дхармы (dharma), получившее весьма различные толкования в самом буддизме и в буддологической науке. В онтологическом контексте дхарму можно определить как конечный и единственно реальный элемент бытия (dravya), в этом аспекте отчасти близкий европейскому понятию субстанции. Однако если субстанция понимается как неизменная основа для изменчивых качеств, то дхарма – это тождество качества и его носителя. Буддизм не признает деления на субстанцию и качество, распространенное в большинстве школ индийской философии. Именно Васубандху принадлежит классическое определение дхармы как «носителя собственного признака» (АК I.2). Дхармы (в сарвастиваде – вайбхашике их насчитывают 75, в других школах – до 100), составляют абсолютный онтологический уровень бытия (paramārthasatya), все же прочие феномены – лишь конвенциональные (условно существующие) сущности (parikalpita, prajñāpti) и существуют только на эмпирическом уровне (saṃvṛtisatya).

Предшественником АК по форме и содержанию является трактат «Сущность Абхидхармы» («Abhidharmahṛdaya» или «Abhidharmasāra») Дхармаджины (после 130 н.э.), состоящий из семи глав и практически полностью предваряющий систему Васубандху. Как отмечал Пруден, Васубандху не только почти полностью заимствовал структуру «Абхидхарма-хридаи», но также одним из первых использовал новаторскую для буддизма форму изложения (деление на стихи и автокомментарий). Изменения в структуре текста коснулись только введения двух принципиально новых глав: космологической «Локанирдеши» (Lokanirdeśa «Описание миров») и «Пудгалавинишчаи» (9-я книга АКБ, посвященная опровержению учений об атмане). Два других известных предшественника Васубандху также составляют трактаты из 7 глав и не содержат главы о субъекте – это «Абхидхарма-хридая» Упашанты и «Кшудрака-Абхидхарма-хридая» Дхарматраты.

Abhidharmakosa. 9th Chapter / Ed. by Zhang Xueshan. Research Institute of Sanskrit Manuscripts & Buddhist Literature, Peking University. Peking. URL: http://www.mldc.cn/sanskritweb/resour/etext/abhk9.html (дата обращения: 15.09.2016).

Abhidharmakosabhasyam / Trans. by L. de La Vallée Poussin; English trans. by L.M. Pruden. 4 Vols. Berkeley (Calif.), 1988–1990.

L’Abhidharmakosa de Vasubandhu / Trad. et annoté par L. de la Vallée Poussin. Chap. 1–9. Paris, 1923–1931.

Pradhan P. Abhidharmakosabhasya of Vasubandhu, Tibetan Sanskrit Works Series. Vol. VIII. Patna, 1967 (2nd ed., rev. with introd. and indices by Dr. Aruna Haldar, 1975).

Shastri S.D. Abhidharmakosa & Bhasya of Acharya Vasubandhu with Sphutartha Commentary of Acharya Yasomitra. Part I (I and II kosasthana). Varanasi, 1970.

Абхидхармакоша / Близкий к тексту пер. с тиб. на рус. яз. Б.В. Семичова и М.Г. Брянского. Т. 1. Гл. 1–2; Т. 2. Гл. 3. Улан-Удэ, 1980.

Абхидхармакоша / Близкий к тексту пер. с тиб. на рус. яз. Б.В. Семичова и М.Г. Брянского. Т. 3. Гл. 4. Улан-Удэ, 1988.

Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 1: Раздел I: Учение о классах элементов. Раздел II: Учение о факторах доминирования в психике / Изд. подгот. Е.П. Островская, В.И. Рудой. М., 1998.

Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 2: Раздел III: Учение о мире. Раздел IV: Учение о карме / Изд. подгот. Е. П. Островская, В. И. Рудой. М., 2001.

Энциклопедия буддийской канонической философии (Абхидхармакоша). Раздел V: Учение об аффектах. Раздел VI: Учение о пути благородной личности / Сост., пер. коммент., исслед. Е.П. Островской, В.И. Рудого. СПб., 2006.

Gokhale V.V. The Text of the Abhidharmakosakarika of Vasubandhu // Journal of the Bombay Branch, Royal Asiatic Society. 1946. Vol. 22. P. 73–102.

История открытия и изучения «Абхидхармакоша-бхашьи»

Еще в древности трактат неоднократно переводился на иностранные языки: дважды на китайский (Парамартхой в 564–567 и Сюаньцзаном в 651–654), дважды на тибетский (Джинамитрой и Шрикутаракшитой, ок. IX в.), а также на монгольский. Из семи комментариев, изначально написанных на санскрите, лишь один – «Спхута-артха-абхидхармакоша-вьякхья» («Прояснение смысла АК») философа-саутрантика Яшомитры (ок. VI в. н.э.) сохранился в оригинале, остальные – лишь в переводе на китайский, тибетский и уйгурский языки. Кроме того, существовали и изначально несанскритоязычные (т.е. сравнительно более поздние) комментарии.

Единственный полный перевод на европейский язык был выполнен Л. де ла Валле-Пуссеном с китайской версии Сюаньцзана при частичном использовании версии Парамартхи и тибетского текста, включая также значительные отрывки из комментария Яшомитры. При этом практически вся санскритская терминология была оставлена без перевода. Книга де ла Валле-Пуссена была дополнена и переведена на английский язык его учеником Л. Пруденом, попытавшимся также дать частичный перевод санскритских терминов на английский язык.

Переворот в изучении АКБ произошел в 1935, когда в тибетском монастыре Нгор индийский исследователь, ученик Ф.И. Щербатского Рахула Санкритьяяна открыл единственный на сегодняшний день санскритский манускрипт АКБ. Он датируется XII–XIV вв. (Гокхале). Карики были изданы В. Гокхале в 1946, полный текст с бхашьей – в 1967 П. Прадханом. Полного перевода АКБ с санскритского оригинала ни на один из европейских языков еще не существует, как и полного перевода комментария Яшомитры (кроме комментария на 3 книги, переведенного де ла Валле-Пуссеном).

Первые попытки перевода на русский язык (с тибетского) были предприняты Ф.И. Щербатским в первой четверти XX в. в рамках международного проекта Bibliotheca Buddhica. Прерванная в советский период традиция буддологических исследований возобновилась лишь в 1980-х гг., когда Б.В. Семичовым и М.Г. Брянским был выполнен перевод АКБ также с тибетского языка, без обращения к современным зарубежным исследованиям и санскритскому оригиналу (опубликованы только четыре книги из девяти). В.И. Рудой и Е.П. Островская в 1990-х гг. выполнили первый в России перевод АК с санскритского оригинала (издано пока 6 книг трактата) с развернутыми комментариями и анализом.

Abhidharmakosa. 9th Chapter / Ed. by Zhang Xueshan. Research Institute of Sanskrit Manuscripts & Buddhist Literature, Peking University. Peking. URL: http://www.mldc.cn/sanskritweb/resour/etext/abhk9.html (дата обращения: 15.09.2016).

Abhidharmakosabhasyam / Trans. by L. de La Vallée Poussin; English trans. by L.M. Pruden. 4 Vols. Berkeley (Calif.), 1988–1990.

L’Abhidharmakosa de Vasubandhu / Trad. et annoté par L. de la Vallée Poussin. Chap. 1–9. Paris, 1923–1931.

Pradhan P. Abhidharmakosabhasya of Vasubandhu, Tibetan Sanskrit Works Series. Vol. VIII. Patna, 1967 (2nd ed., rev. with introd. and indices by Dr. Aruna Haldar, 1975).

Shastri S.D. Abhidharmakosa & Bhasya of Acharya Vasubandhu with Sphutartha Commentary of Acharya Yasomitra. Part I (I and II kosasthana). Varanasi, 1970.

Абхидхармакоша / Близкий к тексту пер. с тиб. на рус. яз. Б.В. Семичова и М.Г. Брянского. Т. 1. Гл. 1–2; Т. 2. Гл. 3. Улан-Удэ, 1980.

Абхидхармакоша / Близкий к тексту пер. с тиб. на рус. яз. Б.В. Семичова и М.Г. Брянского. Т. 3. Гл. 4. Улан-Удэ, 1988.

Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 1: Раздел I: Учение о классах элементов. Раздел II: Учение о факторах доминирования в психике / Изд. подгот. Е.П. Островская, В.И. Рудой. М., 1998.

Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 2: Раздел III: Учение о мире. Раздел IV: Учение о карме / Изд. подгот. Е. П. Островская, В. И. Рудой. М., 2001.

Энциклопедия буддийской канонической философии (Абхидхармакоша). Раздел V: Учение об аффектах. Раздел VI: Учение о пути благородной личности / Сост., пер. коммент., исслед. Е.П. Островской, В.И. Рудого. СПб., 2006.

Anacker S. Seven Works of Vasuhandhu. Delhi, 1984.

Gokhale V.V. The Text of the Abhidharmakosakarika of Vasubandhu // Journal of the Bombay Branch, Royal Asiatic Society. 1946. Vol. 22. P. 73–102.

Gold J.C. Paving the Great Way: Vasubandhu’s Unifying Buddhist Philosophy. N. Y., 2015.

 

«Пудгалавинишчая» Васубандху

Композиционно и стилистически эта 9-я книга АКБ сильно отличается от остальных, представляя собой лишь прозаический комментарий в чистом виде. Количество карик в ней (13) значительно меньше, чем в остальных книгах. Исследователи и издатели дают различные названия этой книге: «Исследование [вопроса о] субъекте (пудгале)» (C.Д. Шастри), «Учение о субъекте» («Пудгаланирдеша») в издании В. Гокхале, «Отрицание субъекта» («Пудгалапратишедха») у де ла Валле-Пуссена, или «Трактат об отрицании субъекта» («Пудгалапратишедхапракарана») у М. Капштейна. Прадхан вообще не указывает названий книг АКБ. В самой АКБ встречаются два названия: «Отрицание учения о субъекте» («Атмавадапратишедха», комментарий на АК 5.27) и «Трактат об отрицании субъекта» (комментарий на АК 4.73).

Книга представляет собой полемику Васубандху с воображаемыми оппонентами по вопросу о субъекте. Условно ее можно разделить на 3 приблизительно равные части: в кратком введении Васубандху приводит ключевые положения своей концепции и свой главный «гносеологический аргумент» против существования «я» (атмана) - неизменного начала, понимаемого как душа, или субъект познания, деятельности и моральной ответственности; в 1-й главе, опираясь на чисто логические аргументы, он полемизирует с «пудгалавадинами», или «учащими о пудгале» (субъекте), утверждавшими реальное существование души, или субъекта; во 2-й спорит с ними же, ссылаясь на доктринальную базу палийского канона, в 3-й – с вайшешиками о феномене припоминания и о личной идентичности. Заключительная часть книги традиционно считается дискуссией с вайшешиками, отстаивающими идею субстанциальности атмана и его вечности (так считали комментатор Яшомитра, де ла Валле-Пуссен, Пруден и др.). Л. де ла Валле-Пуссен полагал, что в трактате имеет место дискуссия и с представителями грамматической философской традиции, Ф. Щербатский – также и с санкхьяиками.

Abhidharmakosa. 9th Chapter / Ed. by Zhang Xueshan. Research Institute of Sanskrit Manuscripts & Buddhist Literature, Peking University. Peking. URL: http://www.mldc.cn/sanskritweb/resour/etext/abhk9.html (дата обращения: 15.09.2016).

Abhidharmakosabhasyam / Trans. by L. de La Vallée Poussin; English trans. by L.M. Pruden. 4 Vols. Berkeley (Calif.), 1988–1990.

L’Abhidharmakosa de Vasubandhu / Trad. et annoté par L. de la Vallée Poussin. Chap. 1–9. Paris, 1923–1931.

Pradhan P. Abhidharmakosabhasya of Vasubandhu, Tibetan Sanskrit Works Series. Vol. VIII. Patna, 1967 (2nd ed., rev. with introd. and indices by Dr. Aruna Haldar, 1975).

Shastri S.D. Abhidharmakosa & Bhasya of Acharya Vasubandhu with Sphutartha Commentary of Acharya Yasomitra. Part I (I and II kosasthana). Varanasi, 1970.

Duerlinger J. Indian Buddhist Theories of Persons. Vasubandhu’s Refutation of the Theory of a Self. L., 2003.

Gokhale V.V. The Text of the Abhidharmakosakarika of Vasubandhu // Journal of the Bombay Branch, Royal Asiatic Society. 1946. Vol. 22. P. 73–102.

Gold J.C. Paving the Great Way: Vasubandhu’s Unifying Buddhist Philosophy. N. Y., 2015.

Kapstein M. Reason's Traces: Identity and Interpretation in Indian and Tibetan Buddhist Thought. Boston, 2001.

Stchеrbatsky Th. The Soul Theory of the Buddhists // Известия Российской Академии наук. 1919. Сер. 6. Т. 13. С. 823–854, 937–958 (repr. Delhi, 1976).

Брянский М.Г. Трактат Васубандху «Критика теорий атмана» (Исследование, критический текст, перевод, комментарий). Дисс. М., 1975.

Титлин Л.И. Проблема субъекта в индийской философии («Пудгалавинишчая» Васубандху). М., 2018.

Abhidharmakosa. 9th Chapter / Ed. by Zhang Xueshan. Research Institute of Sanskrit Manuscripts & Buddhist Literature, Peking University. Peking. URL: http://www.mldc.cn/sanskritweb/resour/etext/abhk9.html (дата обращения: 15.09.2016).

Abhidharmakosabhasyam / Trans. by L. de La Vallée Poussin; English trans. by L.M. Pruden. 4 Vols. Berkeley (Calif.), 1988–1990.

L’Abhidharmakosa de Vasubandhu / Trad. et annoté par L. de la Vallée Poussin. Chap. 1–9. Paris, 1923–1931.

Pradhan P. Abhidharmakosabhasya of Vasubandhu, Tibetan Sanskrit Works Series. Vol. VIII. Patna, 1967 (2nd ed., rev. with introd. and indices by Dr. Aruna Haldar, 1975).

Shastri S.D. Abhidharmakosa & Bhasya of Acharya Vasubandhu with Sphutartha Commentary of Acharya Yasomitra. Part I (I and II kosasthana). Varanasi, 1970.

Абхидхармакоша / Близкий к тексту пер. с тиб. на рус. яз. Б.В. Семичова и М.Г. Брянского. Т. 1. Гл. 1–2; Т. 2. Гл. 3. Улан-Удэ, 1980.

Абхидхармакоша / Близкий к тексту пер. с тиб. на рус. яз. Б.В. Семичова и М.Г. Брянского. Т. 3. Гл. 4. Улан-Удэ, 1988.

Васубандху о реальности только мысленного представления (репрезентации) / Предисл. и пер. «Вимшатика-карика-вритти» Васубандху В.Г. Лысенко // Вопросы философии. 2008. № 1. С. 109–112.

Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 1: Раздел I: Учение о классах элементов. Раздел II: Учение о факторах доминирования в психике / Изд. подгот. Е.П. Островская, В.И. Рудой. М., 1998.

Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 2: Раздел III: Учение о мире. Раздел IV: Учение о карме / Изд. подгот. Е. П. Островская, В. И. Рудой. М., 2001.

Энциклопедия буддийской канонической философии (Абхидхармакоша). Раздел V: Учение об аффектах. Раздел VI: Учение о пути благородной личности / Сост., пер. коммент., исслед. Е.П. Островской, В.И. Рудого. СПб., 2006.

Anacker S. Seven Works of Vasuhandhu. Delhi, 1984.

Duerlinger J. Indian Buddhist Theories of Persons. Vasubandhu’s Refutation of the Theory of a Self. L., 2003.

Frauwallner E. On the date of the Buddhist master of the law Vasaubandhu. Roma, 1951.

Gokhale V.V. The Text of the Abhidharmakosakarika of Vasubandhu // Journal of the Bombay Branch, Royal Asiatic Society. 1946. Vol. 22. P. 73–102.

Gold J.C. Paving the Great Way: Vasubandhu’s Unifying Buddhist Philosophy. N. Y., 2015.

Jaini P.S. On the Theory of Two Vasubandhus // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London. 1958. Vol. 21. No. 1/3. P. 48–53.

Kapstein M. Reason's Traces: Identity and Interpretation in Indian and Tibetan Buddhist Thought. Boston, 2001.

Mejor M. The Problem of Two Vasubandhus Reconsidered // Indologica Taurinensia. 1989–1990. Vol. 25–26. P. 275–283.

Stchеrbatsky Th. The Soul Theory of the Buddhists // Известия Российской Академии наук. 1919. Сер. 6. Т. 13. С. 823–854, 937–958 (repr. Delhi, 1976).

 

Брянский М.Г. Трактат Васубандху «Критика теорий атмана» (Исследование, критический текст, перевод, комментарий). Дисс. М., 1975.

Титлин Л.И. Проблема субъекта в индийской философии («Пудгалавинишчая» Васубандху). М., 2018.

Титлин Л.И.