Ва̄с̣ил ибн ʻАт̣а̄ʼ

Electronic philosophical encyclopedia article
share the uri

Биография и сочинения Ва̄с̣ила ибн ʻАт̣а̄ʼ

Ва̄с̣ил ибн ʻАт̣а̄ʼ, ʼАбӯ ал-Х̣уз̱айфа ал-Г̣азза̄л (699, Медина – 748), мусульманский богослов, один из родоначальников мутазилизма. Родился в семье вольноотпущенников; впоследствии обучался религиозным дисциплинам под руководством хашимитов – в частности, Мух̣аммада б. ал-Х̣анафиййа (ум. ок. 700) и его сына ʼАбӯ Ха̄шима ʻАбдулла̄ха (ум. ок. 718). В 720-х гг. Ва̄с̣ил перебирается в Басру и примыкает к кружку ал-Х̣асана ал-Бас̣рӣ (ум. 728). Разрыв с ним последовал спустя четыре года: формальной причиной «уединения» (иʻтиза̄л) Ва̄с̣ила и его сподвижников послужила позиция, занятая ими по вопросу о статусе великого грешника. Развивая собственное теологическое учение, выросшее, впоследствии, в конгломерат мутазилитских доктрин, Ва̄с̣ил и его родственник ʻАмр б. ʻУбайд (ум. 760) посылали эмиссаров в Северную Африку, Йемен, Левант, Хиджаз и Армению.

Активная полемическая деятельность Ва̄с̣ила сочеталась с деятельностью литературной: ряд авторов называет его первым доксографом мусульманского мира. Из обширного корпуса работ Ва̄с̣ила до нас дошли четыре гомилетических сочинения, а именно: «Слово [Ва̄с̣ила], в котором опустил он букву “ар-ра̄ʼ”», «Описание произошедшего между [Ва̄с̣илом] и ʻАмром б. ʻУбейдом», «Слово об опровержении Джаʻфара ас̣-С̣а̄дик̣а» и «Слово о браке».

Ал-ʻАскарӣ, ʼАбӯ Хила̄л. Ал-ʼАва̄ʼил. Танта, 1408 г.х.

Ал-ʼАндалусӣ, Ибн ʻАбд Рабби-хи. Ал-ʻАк̣д ал-фарӣд. Т. 1. Каир, 1935.

Ал-Балх̱ӣ, ʼАбӯ ал-К̣а̄сим, ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р, ал-Джишшамӣ, ал-Х̣а̄ким. Фад̣л ал-иʻтиза̄л ва т̣абак̣а̄т ал-муʻтазила. Тунис, б.г.

Ал-Джа̄х̣из̣, ʼАбӯ ʻУс̱ма̄н. Ал-Байа̄н ва ат-табййӣн. Т. 1. Каир, 1998.

Ибн ан-Надӣм, Мух̣аммад. Ал-Фихрист. Каир, 1929.

Нава̄дир ал-Мах̱т̣ӯт̣а̄т. Ал-Маджмӯʻа ас-с̱а̄ниййа. Каир, 1973.

van Ess, J. Theologie und Gesellschaft im 2. und 3. Jahrhundert Hidschra: eine Geschichte des religiösen Denkens im frühen Islam. Bd. 2. Berlin, 1991.

Аш-Шава̄шӣ, С. Ва̄с̣ил б. ʻАт̣а̄ʼ ва а̄ра̄ʼу-ху ал-кала̄миййа. Триполи, 1993.

Теология Ва̄с̣ила ибн ʻАт̣а̄ʼ

Оригинальная часть концепции Ва̄с̣ила была оформлена уже при его жизни как учение о «срединном положении» (манзила байн ал-манзилатайн) мусульманина, совершившего великий грех: согласно Ва̄с̣илу, таковой мусульманин, хоть и являющийся нечестивцем (фа̄сик̣), не достоин звания верного (муʼмин) или, напротив, абсолютно неверного (ка̄фир) человека. Сама вера представляет собой совокупность «свойств добра» – сочетания верных Закону дела, слова и внутреннего исповедания. Хариджитское учение о сущности веры было увязано Ва̄с̣илом с джаʻдитской по духу атрибутивной теологией, отрицающей присущность Аллаху реальных, отличных от Его самости свойств. Проповедуя кадаритские воззрения на свободу человеческого деяния, Ва̄с̣ил, оппонируя отдельным хариджитам, настаивал на невиновности детей многобожников в грехах их родителей и, как следствие, на неизбежности введения их в рай. В подтверждение своих концепций он ссылался преимущественно на коранический текст, истолкованный в рационалистическом символико-аллегорическом ключе; в целом же силлогизмы «здравого разума» (ал-ʻак̣л ас-салӣм) и данные перцепции оценивались им в качестве равных по достоверности Священному Писанию источников знания.

Политические взгляды Ва̄с̣ила, упомянутые доксографами, сводятся к осуждению им одной из сторон войны четвертого «праведного» халифа ʻАлӣ б. ʼАбӯ Т̣а̄либа (ум. 661) с его противниками, правда, так и не названной им определенно.

Экзегетическая и спекулятивно-теологическая проблематика, рассмотренная Ва̄с̣илом, впервые была систематизирована ал-ʻАлла̄фом – наследником письменных работ богослова – в виде «пяти первооснов» (ал-ʼус̣ӯл ал-х̱амса) мутазилизма.

 

Ал-ʻАскарӣ, ʼАбӯ Хила̄л. Ал-ʼАва̄ʼил. Танта, 1408 г.х.

Ал-Ашʻарӣ, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Мак̣а̄ла̄т ал-ʼисла̄миййӣн ва их̱тила̄ф ал-мус̣алӣн. Висбаден, 1980.

Ал-Баг̣да̄дӣ, ʻАбдулк̣а̄хир. Ал-Фарк̣ байн ал-фирак̣. Каир, б.г.

Ал-Балх̱ӣ, ʼАбӯ ал-К̣а̄сим, ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р, ал-Джишшамӣ, ал-Х̣а̄ким. Фад̣л ал-иʻтиза̄л ва т̣абак̣а̄т ал-муʻтазила. Тунис, б.г.

Ал-Г̣аза̄лӣ, ʼАбӯ Х̣а̄мид. Ал-Мустас̣фа̄ мин ʻилм ал-ʼус̣ӯл. Т. 2. Каир, 1937.

Аш-Шахраста̄нӣ, ʼАбӯ ал-Фатх̣. Кита̄б ал-милал ва ан-них̣ал. Бейрут, 1992.

Daiber H. Wāṣil ibn ʻAṭāʼ als Prediger und Theologe. Leiden, 1988.

Watt W. Was Wāṣil a Khārijite? // Islamwissenschaftliche Abhandlungen. Wiesbaden. 1974. S. 306.

Нофал Ф. Васил б. ʻАттаʼ и рождение мутазилитских «первооснов» // Ислам в современном мире. 2018. Т. 14(1). С. 93‒112.

Ал-ʻАскарӣ, ʼАбӯ Хила̄л. Ал-ʼАва̄ʼил. Танта, 1408 г.х.

Ал-ʼАндалусӣ, Ибн ʻАбд Рабби-хи. Ал-ʻАк̣д ал-фарӣд. Т. 1. Каир, 1935.

Ал-Ашʻарӣ, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Мак̣а̄ла̄т ал-ʼисла̄миййӣн ва их̱тила̄ф ал-мус̣алӣн. Висбаден, 1980.

Ал-Баг̣да̄дӣ, ʻАбдулк̣а̄хир. Ал-Фарк̣ байн ал-фирак̣. Каир, б.г.

Ал-Балх̱ӣ, ʼАбӯ ал-К̣а̄сим, ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р, ал-Джишшамӣ, ал-Х̣а̄ким. Фад̣л ал-иʻтиза̄л ва т̣абак̣а̄т ал-муʻтазила. Тунис, б.г.

Ал-Г̣аза̄лӣ, ʼАбӯ Х̣а̄мид. Ал-Мустас̣фа̄ мин ʻилм ал-ʼус̣ӯл. Т. 2. Каир, 1937.

Ал-Джа̄х̣из̣, ʼАбӯ ʻУс̱ма̄н. Ал-Байа̄н ва ат-табййӣн. Т. 1. Каир, 1998.

Аш-Шахраста̄нӣ, ʼАбӯ ал-Фатх̣. Кита̄б ал-милал ва ан-них̣ал. Бейрут, 1992.

Ибн ан-Надӣм, Мух̣аммад. Ал-Фихрист. Каир, 1929.

Нава̄дир ал-Мах̱т̣ӯт̣а̄т. Ал-Маджмӯʻа ас-с̱а̄ниййа. Каир, 1973.

Daiber H. Wāṣil ibn ʻAṭāʼ als Prediger und Theologe. Leiden, 1988.

Watt W. Was Wāṣil a Khārijite? // Islamwissenschaftliche Abhandlungen. Wiesbaden. 1974. S. 306.

van Ess, J. Theologie und Gesellschaft im 2. und 3. Jahrhundert Hidschra: eine Geschichte des religiösen Denkens im frühen Islam. Bd. 2. Berlin, 1991.

Аш-Шава̄шӣ, С. Ва̄с̣ил б. ʻАт̣а̄ʼ ва а̄ра̄ʼу-ху ал-кала̄миййа. Триполи, 1993.

Нофал Ф. Васил б. ʻАттаʼ и рождение мутазилитских «первооснов» // Ислам в современном мире. 2018. Т. 14(1). С. 93‒112.

Нофал Ф.О.