Матуридизм

Electronic philosophical encyclopedia article
share the uri

Возникновение и развитие матуридизма

Матуридизм (араб. ма̄турӣдиййа) – одно из двух, наряду с ашаризмом, суннитских направлений философии калама, основанное его эпонимом ʼАбӯ Манс̣ӯром ал-Ма̄турӣдӣ. Учение матуридизма представляет собой своеобразный срединный путь между фатализмом ашаритов и индетерминизмом мутазилитов.

Развитие философии и богословия матуридизма, нашедшего поддержку главным образом в среде последователей ʼАбӯ Х̣анӣфы ан-Нуʻма̄на (ум. 767), было обусловлено авторитетом последнего и лояльным отношением властей. Распространившийся преимущественно за Хорасаном и Мавераннахром, матуридизм вплоть до XIV в. именовался оппонентами не иначе, как ханифизм. Ряд идей, выдвинутых ал-Ма̄турӣдӣ, были восприняты и систематизированы в XIXIV вв. богословской школой Насафа (совр. Карши), видными представителями которой стали ʼАбӯ Муʻӣн, Наджм ад-Дӣн (ум. 1142) и ʼАбӯ ал-Барака̄т ан-Насафӣ (ум. 1310); параллельно в Бухаре складывается своя матуридитская школа, основные достижения которой представлены в творчестве Нӯр ад-Дӣна ас̣-С̣а̄бӯнӣ (ум. 1184). Оформившаяся к XIII в. общая доктрина матуридизма заслужила пристальное внимание оппонентов – ашаритов и традиционалистов: так, Та̄дж ад-Дӣн ас-Субкӣ (ум. 1370) в своей знаменитой «Поэме буквы нӯн» (нӯниййа) афористично описывает догматические расхождения между ашаритским и матуридитским вероучениями, а Ибн Таймиййа составляет полемический трактат против матуридизма. Примерно в то же время происходит встреча матуридитской философии с построениями арабоязычных перипатетиков; синтез ряда ее идей с концепциями фальсафы осуществил египетский врач Ибн ан-Нафӣс.

Ал-Джавзиййа, Ибн К̣аййим. Асма̄ʼ муʼаллафа̄т Ибн Таймиййа. Бейрут, 1976.

Ас-Субкӣ, Та̄дж ад-Дӣн. Ан-Нӯниййа фӣ ал-ʻак̣ӣда // Раса̄ʼил фӣ ал-маз̱хаб ал-ашʻарийй. Каир, 2010.

Ас̣-С̣а̄бӯнӣ, Нӯр ад-Дӣн. Ал-Бида̄йа мин ал-кифа̄йа фӣ ал-хида̄йа. Каир, 1969.

Madelung W. The Spread of Maturidism and the Turks // Actas IV congresso de estudos arabes e islamicos. Leiden, 1971. P. 109‒168.

Watt W. The Problem of Al-Māturīdī // Melanges d'Islamologie. Leiden, 1974. P. 264‒269.

Муминов А. Ранний период в эволюции матуридитского учения // Вестн. КазНУ. Сер. религиоведения. 2015. № 1. С. 83‒94.

Муминов А. Ханафитский мазхаб в истории Центральной Азии. Алматы, 2015.

Теология матуридизма

Теология матуридизма в целом близка к теологии ашаризма. Так, матуридитские богословы признавали существование семи «субстанциальных» (з̱а̄тиййа) атрибутов божественной самости (всезнание, жизнь, могущество, воля, зрение, речь и слух), выделяя вместе с тем один оперативный (фиʻлиййа) ее атрибут – «творение» (таквӣн). Все восемь атрибутов – впрочем, как и другие упомянутые в доктринальных источниках атрибуты Аллаха, такие как «рука» или «лик» – признавались матуридитами вечными и нетварными свойствами Его самости. Поздние матуридиты, в отличие от основателя школы, активно прибегали к символико-аллегорическому толкованию, стремясь в мутазилитском духе объяснить встречающиеся в Коране и сунне антропоморфизмы. Так, отстаивая трансцендентность Бога и Его нетелесность, они вместе с тем, вслед за основателем школы, признавали возможность «видеть» и «слышать» Бога. «Утверждение» (ʼистива̄ʼ) Всевышнего над Престолом они истолковывали как Его «властвование» над последним. Возвращение к ашаритским богословским установкам сказывается и в учении матуридитов о Коране – тварном в словесном выражении, но нетварном и вечном по своему смысловому содержанию. Подобно ашаритам, они склонялись также к выводу о тождественности имени (ʼисм) и поименованного (мусамма̄).

Ал-Ма̄турӣдӣ, ʼАбӯ Манс̣ӯр. Кита̄б ат-тавх̣ӣд. Бейрут – Стамбул, 2001.

Ан-Насафӣ, ʼАбӯ ал-Муʻӣн. Бах̣р ал-кала̄м фӣ ʻилм ал-кала̄м. Дамаск, 2000.

Ан-Насафӣ, ʼАбӯ ал-Муʻӣн. Табс̣ират ал-адилла фӣ ʼус̣ӯл ад-дӣн. Анкара, 1993.

Ас-Субкӣ, Та̄дж ад-Дӣн. Ан-Нӯниййа фӣ ал-ʻак̣ӣда // Раса̄ʼил фӣ ал-маз̱хаб ал-ашʻарийй. Каир, 2010.

Ас̣-С̣а̄бӯнӣ, Нӯр ад-Дӣн. Ал-Бида̄йа мин ал-кифа̄йа фӣ ал-хида̄йа. Каир, 1969. С. 54.

Псевдо-ал-Ма̄турӣдӣ, ʼАбӯ Манс̣ӯр. Таʼвӣла̄т ʼахл ас-сунна. Бейрут, 2003.

Rudolph U. Al-Māturīdī and the Development of Sunnī Theology in Samarqand. Leiden, 2014.

Антропология матуридизма

В области антропологии и натурфилософии матуридитские философы во многом склонялись на сторону мутазилитов. Провозгласив этико-эстетическую автономию человеческого разума (ʻак̣л), матуридиты постулировали самостоятельное постижение субъектом «благого» (х̣асан) и «безобразного» (к̣абӣх̣). Вследствие этого они полагали необходимым самостоятельно, до обращения к Откровению, исследовать проблемы богословия и закономерного устроения мироздания. Матуридиты переосмыслили и фаталистическую концепцию «присвоения» (касб) ашаритов, считая, что хотя человек и «присваивает» созданные Богом деяния, но в силу данного ему Богом могущества (к̣удра) он может определять модальность «присваемого» акта. Более того, представители школы Насафа в своем истолковании «теории присвоения» ал-Ма̄турӣдӣ утверждали, что Бог изначально творит то или иное деяние с учетом воли человека. Подобно ашаритам, сущностью веры (ʼӣма̄н) матуридиты считали внутреннее исповедание (иʻтик̣а̄д). Атомистические построения матуридитов почерпнуты из натурфилософских систем мутазилитов и ашаритов.

 

Ал-Ма̄турӣдӣ, ʼАбӯ Манс̣ӯр. Кита̄б ат-тавх̣ӣд. Бейрут-Стамбул, 2001.

Ан-Насафӣ, ʼАбӯ ал-Муʻӣн. Ат-Тамхӣд ли-к̣ава̄ʻид ат-тавх̣ӣд. Каир, 1986.

Ас-Субкӣ, Та̄дж ад-Дӣн. Ан-Нӯниййа фӣ ал-ʻак̣ӣда // Раса̄ʼил фӣ ал-маз̱хаб ал-ашʻарийй. Каир, 2010.

Dhanani A. Al-Māturīdī and al-Nasafī on Atomism and the ṭabā’ī // Imâm Mâtürîdî ve Mâtürîdîlik: Milletlerarası Tartıșmalı İlmî Toplantı (22‒24 Mayıs 2009, İstanbul). Istanbul, 2012. P. 65‒76.

Meric Pessagno J. The Uses of Evil in Maturidian Thought // Studia Islamica. 1984. No. 60. Р. 59‒82.

Muhtaroglu N. Al-Māturīdī’s View of Causality // Occasionalism Revisited: New Essays from the Islamic and Western Traditions. Abu Dhabi, 2017. P. 3‒21.

Ал-Х̣арбӣ ʼА. Ал-Ма̄туридиййа дира̄сат-ан ва так̣вӣм-ан. Эр-Рияд, 1993.

Ал-Джавзиййа, Ибн К̣аййим. Асма̄ʼ муʼаллафа̄т Ибн Таймиййа. Бейрут, 1976.

Ал-Ма̄турӣдӣ, ʼАбӯ Манс̣ӯр. Кита̄б ат-тавх̣ӣд. Бейрут – Стамбул, 2001.

Ал-Ма̄турӣдӣ, ʼАбӯ Манс̣ӯр. Кита̄б ат-тавх̣ӣд. Бейрут-Стамбул, 2001.

Ан-Насафӣ, ʼАбӯ ал-Муʻӣн. Ат-Тамхӣд ли-к̣ава̄ʻид ат-тавх̣ӣд. Каир, 1986.

Ан-Насафӣ, ʼАбӯ ал-Муʻӣн. Бах̣р ал-кала̄м фӣ ʻилм ал-кала̄м. Дамаск, 2000.

Ан-Насафӣ, ʼАбӯ ал-Муʻӣн. Табс̣ират ал-адилла фӣ ʼус̣ӯл ад-дӣн. Анкара, 1993.

Ас-Субкӣ, Та̄дж ад-Дӣн. Ан-Нӯниййа фӣ ал-ʻак̣ӣда // Раса̄ʼил фӣ ал-маз̱хаб ал-ашʻарийй. Каир, 2010.

Ас̣-С̣а̄бӯнӣ, Нӯр ад-Дӣн. Ал-Бида̄йа мин ал-кифа̄йа фӣ ал-хида̄йа. Каир, 1969.

Ас̣-С̣а̄бӯнӣ, Нӯр ад-Дӣн. Ал-Бида̄йа мин ал-кифа̄йа фӣ ал-хида̄йа. Каир, 1969. С. 54.

Псевдо-ал-Ма̄турӣдӣ, ʼАбӯ Манс̣ӯр. Таʼвӣла̄т ʼахл ас-сунна. Бейрут, 2003.

Dhanani A. Al-Māturīdī and al-Nasafī on Atomism and the ṭabā’ī // Imâm Mâtürîdî ve Mâtürîdîlik: Milletlerarası Tartıșmalı İlmî Toplantı (22‒24 Mayıs 2009, İstanbul). Istanbul, 2012. P. 65‒76.

Madelung W. The Spread of Maturidism and the Turks // Actas IV congresso de estudos arabes e islamicos. Leiden, 1971. P. 109‒168.

Meric Pessagno J. The Uses of Evil in Maturidian Thought // Studia Islamica. 1984. No. 60. Р. 59‒82.

Muhtaroglu N. Al-Māturīdī’s View of Causality // Occasionalism Revisited: New Essays from the Islamic and Western Traditions. Abu Dhabi, 2017. P. 3‒21.

Rudolph U. Al-Māturīdī and the Development of Sunnī Theology in Samarqand. Leiden, 2014.

Watt W. The Problem of Al-Māturīdī // Melanges d'Islamologie. Leiden, 1974. P. 264‒269.

Ал-Х̣арбӣ ʼА. Ал-Ма̄туридиййа дира̄сат-ан ва так̣вӣм-ан. Эр-Рияд, 1993.

Муминов А. Ранний период в эволюции матуридитского учения // Вестн. КазНУ. Сер. религиоведения. 2015. № 1. С. 83‒94.

Муминов А. Ханафитский мазхаб в истории Центральной Азии. Алматы, 2015.

Нофал Ф.О.