ʼАбӯ ал-Муʻӣн ан-Насафӣ

Electronic philosophical encyclopedia article
share the uri

ʼАбӯ ал-Муʻӣн ан-Насафӣ

ʼАбӯ ал-Муʻӣн ан-Насафӣ, Маймӯн б. Мух̣аммад (1046, Насаф, совр. Карши – 1114, Самарканд) – мусульманский богослов и философ, правовед ханафитской школы (мазхаба) фикха, представитель матуридитской школы калама. Получил систематическое теологическое и правоведческое образование под руководством своего отца и дедов. Впоследствии ан-Насафӣ перебрался в Бухару, где несколько лет преподавал богословские дисциплины. Автор около десяти сочинений по спекулятивному богословию, систематизировал учения ал-Ма̄турӣдӣ и первых поколений мыслителей-матуридитов в трех дошедших до нас трактатах: «Море слов о науке калама», «Изучение доказательств в основах религии» и «Введение в правила единобожия».

В целом в теологии и натурфилософии ан-Насафӣ следует богословско-философской концепции ал-Ма̄турӣдӣ. Тем не менее в богословии атрибутов он отходит от апофатического реализма основателя школы и дает символико-аллегорическое истолкование (таʼвӣл) антропоморфных, по его мнению, атрибутов Всевышнего. В отличие от ал-Ма̄турӣдӣ он учил также о существовании некоей «чтойности» (ма̄ʼиййа) Божества. Углубляя антропоцентрическое понимание теории «присвоения» (касб) деяний, разработанной ал-Ма̄турӣдӣ, ан-Насафӣ утверждал, что Бог создает тот или иной «присваиваемый» человеком акт, учитывая сотворенные Им же человеческие волю (ʼира̄да) и могущество (к̣удра).

 

Ан-Насафӣ, ʼАбӯ ал-Муʻӣн. Ат-Тамхӣд ли-к̣ава̄ʻид ат-тавх̣ӣд. Каир, 1986.

Ан-Насафӣ, ʼАбӯ ал-Муʻӣн. Бах̣р ал-кала̄м фӣ ʻилм ал-кала̄м. Дамаск, 2000.

Ан-Насафӣ, ʼАбӯ ал-Муʻӣн. Табс̣ират ал-адилла фӣ ʼус̣ӯл ад-дӣн. Анкара, 1993.

Аз-Захра̄нӣ С. ʼАбӯ ал-Муʻӣн ан-Насафӣ ва а̄раʼу-ху фӣ ат-тавх̣ӣд ʻард̣ан ва нак̣дан. Мекка, 2000.

Нофал Ф. Философия ан-Насафи как квинтэссенция матуридитского вероучения // Философский журнал. 2016. Т. 9. № 1. С. 134‒145.

Ан-Насафӣ, ʼАбӯ ал-Муʻӣн. Ат-Тамхӣд ли-к̣ава̄ʻид ат-тавх̣ӣд. Каир, 1986.

Ан-Насафӣ, ʼАбӯ ал-Муʻӣн. Бах̣р ал-кала̄м фӣ ʻилм ал-кала̄м. Дамаск, 2000.

Ан-Насафӣ, ʼАбӯ ал-Муʻӣн. Табс̣ират ал-адилла фӣ ʼус̣ӯл ад-дӣн. Анкара, 1993.

Аз-Захра̄нӣ С. ʼАбӯ ал-Муʻӣн ан-Насафӣ ва а̄раʼу-ху фӣ ат-тавх̣ӣд ʻард̣ан ва нак̣дан. Мекка, 2000.

Нофал Ф. Философия ан-Насафи как квинтэссенция матуридитского вероучения // Философский журнал. 2016. Т. 9. № 1. С. 134‒145.

Нофал Ф.О.