Ан-Наз̣з̣а̄м

Electronic philosophical encyclopedia article
share the uri

Биография ан-Наз̣з̣а̄ма

Ан-Наз̣з̣а̄м, ʼАбӯ Исх̣а̄к̣ Ибра̄хӣм ибн Саййа̄р ал-Балх̱ӣ (ум. ок. 845), мусульманский философ и богослов, видный представитель басрийской школы мутазилизма. Родился в Басре в семье вольноотпущенников клана банӯ Зийа̄д (по другой версии – банӯ ад̣-Д̣убаʻӣ). Первым учителем ан-Наз̣з̣а̄ма был его дядя по материнской линии, ʼАбӯ ал-Хуз̱айл ал-ʻАлла̄ф; в дальнейшем он обучался грамматике и красноречию у известного языковеда ал-Х̱алӣла ал-Фара̄хӣдӣ (ум. ок. 789). Уже в юном возрасте спорил с поэтом и вольнодумцем С̣а̄лих̣ом б. ʻАбд ал-К̣уддӯсом (ум. 783) и шиитским богословом Хиша̄мом б. ал-Х̣акамом (ум. ок. 796). Апологетическая деятельность, равно как и поиск новых наставников, подвигла ан-Наз̣з̣а̄ма посетить Мекку, Балх, Ахваз, Хорасан и Калъат-Сикар. Вернувшись из странствий, он обосновался в родной Басре, где продавал ожерелья из бисера, за что, вероятно, и получил прозвище «Нанизующий» (ан-Наз̣з̣а̄м). В продолжение правления Ха̄рӯна ар-Рашӣда (ум. 809) ан-Наз̣з̣а̄м, окончательно обособившись от кружка своего известного родственника, был вызван в Багдад кланом Бармакидов, занимавшим видное место при дворе халифа. По-видимому, уже при ар-Рашӣде он окончательно перебирается в столицу, а при ал-Маʼмӯне (ум. 833) занимает прочное положение при дворе правителя. Результаты его масштабной полемической и естественнонаучной деятельности были описаны им в тридцати девяти трактатах, на сегодняшний день считающихся утерянными (за исключением некоторых фрагментов). В числе учеников ан-Наз̣з̣а̄ма доксографы называют ал-Джа̄х̣из̣а (ум. 868), ал-ʼИска̄фӣ (ум. ок. 854), Ах̣мада б. ʼАййӯба (ум. во второй половине IX в.) и Ах̣мада б. ал-Х̣а̄ʼита.

Ал-Балх̱ӣ, ʼАбӯ ал-К̣а̄сим, ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р, ал-Джишшамӣ, ал-Х̣а̄ким. Фад̣л ал-иʻтиза̄л ва т̣абак̣а̄т ал-муʻтазила. Тунис, б.г.

Ибн ан-Надӣм, Мух̣аммад. Ал-Фихрист. Каир, 1929.

van Ess J. Das Kitab al-nakt des Nazzam und seine Rezeption im Kitab al-Futya des Gahiz. Gottingen, 1971.

van Ess J. Theologie und Gesellschaft im 2. und 3. Jahrhundert der Hidschra. Eine Geschichte des religiösen Denkens im frühen Islam. Bd. 3. Berlin, 1992.

Закуев А. Философия ан-Наззама. Баку, 1961.

Нофал Ф. Ибрахим ибн Саййар ан-Наззам. М., 2015.

Теология ан-Наз̣з̣а̄ма

Развивая апофатическое богословие первых мутазилитов, ан-Наз̣з̣а̄м в целом склонялся к атрибутивной модели Бишра ал-Марӣсӣ: утверждение за Аллахом какого-либо вечного атрибута означает не что иное, как отрицание несовершенства Его самости. Следовательно, умозрительно выделяемые атрибуты Бога в реальности неразличимы: совершенство самости Всевышнего не предполагает даже абстрактного деления ее свойств на атрибуты «жизнь», «знание» или «воля». Последний атрибут ан-Наз̣з̣а̄м и вовсе исключал из числа божественных, считая, что Аллах творит только в соответствии со Своим всеведением и мудростью. В отличие от ал-ʻАлла̄фа, ан-Наз̣з̣а̄м учил об абсолютной благости Бога, отрицая саму возможность совершения Последним зла. В вопросе об участи обитателей ада и рая ан-Наз̣з̣а̄м следовал джахмитской доктрине эсхатологического финитизма, разделяемой и ал-ʻАлла̄фом: движения людей в вечности непременно должны прекратиться, поскольку они противоречат божественному вневременному покою. Дополняя типичный для раннего калама космологический аргумент в пользу бытия Бога, ан-Наз̣з̣а̄м активно пользовался телеологическими доказательствами и объяснял сосуществование противоположных телесных и акцидентальных форм существованием Вседержителя, ежемгновенно поддерживающего бытие единовременно созданного Им мира. Подобного рода теологической аргументацией впоследствии активно будут пользоваться матуридиты – в частности, сам ал-Ма̄турӣдӣ и ан-Насафӣ.

Ал-Андулусӣ, Ибн Х̣азм. Ал-Фис̣ал фӣ ал-милал ва ал-ахва̄ʼ ва ан-них̣ал. Т. 1‒3, 5. Бейрут, 1996.

Ал-Ашʻарӣ, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Мак̣а̄ла̄т ал-ʼисла̄миййӣн ва их̱тила̄ф ал-мус̣алӣн. Висбаден, 1980.

Ал-Баг̣да̄дӣ, ʻАбдулк̣а̄хир. Ал-Фарк̣ байн ал-фирак̣. Каир, б.г.

Ал-Мак̣дисӣ, Мут̣аххар. Ал-Бадʼ ва ат-таʼрӣх̱. Т. 2. Париж, 1901.

Аш-Шахраста̄нӣ, ʼАбӯ ал-Фатх̣. Кита̄б ал-милал ва ан-них̣ал. Бейрут, 1992.

Нофал Ф. Ибрахим ибн Саййар ан-Наззам. М., 2015.

Антропология ан-Наз̣з̣а̄ма

Антропологические концепции ан-Наз̣з̣а̄ма во многом совпадают с платоническим учением о человеке. Истинной сущностью человека является единичная, внутренне непротиворечивая душа (нафс) [или дух (рӯх̣)], совершающая в своей темнице (х̣абс) и форме (к̣а̄либ) – т.е. в физическом теле – определенного рода движения, к числу которых ан-Наз̣з̣а̄м причислял и данные перцепции (идра̄к) пяти органов чувств и шестого, полового чувства. Направленное вовне действование подготавливается волей (ʼира̄да) человека и его способностью к действию (ʼистит̣а̄ʻа), оформляясь затем в виде модально завершенного акта. Внутреннее деяние субъекта отзывается в окружающей его среде согласно «созданной Аллахом» природе предметов: так, совершив характерное «движение» внутри себя, человек воздействует на камень, который, в свою очередь, не может не устремиться вниз согласно своей «намеренности» (иʻтима̄д). Свобода человеческого выбора объясняется ан-Наз̣з̣а̄мом существованием в теле агента действия двух «помыслов» (х̱а̄т̣ирайн) – о добре и зле, соответственно; их противоборство и приводит разум к предпочтению одного деяния другому.

Ал-Андулусӣ, Ибн Х̣азм. Ал-Фис̣ал фӣ ал-милал ва ал-ахва̄ʼ ва ан-них̣ал. Т. 1‒3, 5. Бейрут, 1996.

Ал-Ашʻарӣ, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Мак̣а̄ла̄т ал-ʼисла̄миййӣн ва их̱тила̄ф ал-мус̣алӣн. Висбаден, 1980.

Ал-Баг̣да̄дӣ, ʻАбдулк̣а̄хир. Ал-Фарк̣ байн ал-фирак̣. Каир, б.г.

Ал-Х̱аййа̄т̣, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Ал-ʼИнтис̣а̄р ва ар-радд ʻала̄ Ибн ар-Ра̄вандӣ ал-мулх̣ид. Каир, 1925.

Аш-Шахраста̄нӣ, ʼАбӯ ал-Фатх̣. Кита̄б ал-милал ва ан-них̣ал. Бейрут, 1992.

ʼАбӯ Рӣда М. Ибра̄хӣм б. Саййа̄р ан-Наз̣з̣а̄м ва а̄ра̄ʼу-ху ал-кала̄миййа ал-фалсафиййа. Каир, 1946.

Нофал Ф. Ибрахим ибн Саййар ан-Наззам. М., 2015.

Са̄лим М. Ан-Наз̣з̣а̄м ва ал-фикр ан-нак̣дийй фӣ ал-ʼисла̄м. Дамаск, 1983.

Натурфилософия ан-Наз̣з̣а̄ма

Оригинальная натурфилософия ан-Наз̣з̣а̄ма противостоит установкам атомизма. Пространство рассматривается как актуально дискретное и потенциально континуальное; движение, являющееся единственной акциденцией, возможно благодаря «скачку» (т̣афра), позволяющему трехмерному телу (джисм) переместиться из одного места в другое без последовательного прохождения через все потенциально неисчислимые физические точки. Вместе с тем ан-Наз̣з̣а̄м ввел в физику калама характерное для стоицизма разделение материи на «грубую» и «тонкую»; тонкой материей он называл и человеческую душу. Ан-Наз̣з̣а̄м разрабатывал также учение о скрытом предсуществовании (кумӯн) одних веществ в других, их взаимопроникновении (тада̄х̱ул). Элементы, собранные друг в друге силой Творца, высвобождаются при устранении посторонним действователем некоей «преграды», сдерживающей вещь от самоуничтожения. Например, скрытый в дровах огонь выявляется при воздействии огня внешнего, сжигающего дерево, равно как масло вытекает из маслин при уничтожении их внешней оболочки. Размышляя о продолжительности существовании акциденций, ан-Наз̣з̣а̄м ограничивал ее атомарным моментом времени (вак̣т), мерой которого, по-видимому, служит отдельное действование Создателя, поддерживающего бытие мироздания. Под влиянием перипатетиков ан-Наз̣з̣а̄м развивал учение о причинности (ʻилиййа), включающее характеристику трех причин – производящей (мутак̣аддима), сопровождающей (мура̄фик̣а) и целевой (г̣а̄ʼиййа).

 

Ал-Андулусӣ, Ибн Х̣азм. Ал-Фис̣ал фӣ ал-милал ва ал-ахва̄ʼ ва ан-них̣ал. Т. 1‒3, 5. Бейрут, 1996.

Ал-Ашʻарӣ, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Мак̣а̄ла̄т ал-ʼисла̄миййӣн ва их̱тила̄ф ал-мус̣алӣн. Висбаден, 1980.

Ал-Баг̣да̄дӣ, ʻАбдулк̣а̄хир. Ал-Фарк̣ байн ал-фирак̣. Каир, б.г.

Ал-Джа̄х̣из̣, ʼАбу ʻУс̱ма̄н. Кита̄б ал-х̣айава̄н. Т. 5. Каир, 1965.

Ал-Х̱аййа̄т̣, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Ал-ʼИнтис̣а̄р ва ар-радд ʻала̄ Ибн ар-Ра̄вандӣ ал-мулх̣ид. Каир, 1925.

Аш-Шахраста̄нӣ, ʼАбӯ ал-Фатх̣. Кита̄б ал-милал ва ан-них̣ал. Бейрут, 1992.

Eberhardt D. Veranderung in der Philosophie Mu‘ammars und an-Nazzams. Tubingen, 1979.

Horten M. Die Lehre vom Kumūn bei Naẓẓām // Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft. 1909. Bd. 63. S. 774‒792.

van Ess J. Theology and Science. The Case of Abū Isḥāq an-Naẓẓām. Ann Arbor, 1979.

Нофал Ф. Ибрахим ибн Саййар ан-Наззам. М., 2015.

Ал-Андулусӣ, Ибн Х̣азм. Ал-Фис̣ал фӣ ал-милал ва ал-ахва̄ʼ ва ан-них̣ал. Т. 1‒3, 5. Бейрут, 1996.

Ал-Ашʻарӣ, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Мак̣а̄ла̄т ал-ʼисла̄миййӣн ва их̱тила̄ф ал-мус̣алӣн. Висбаден, 1980.

Ал-Баг̣да̄дӣ, ʻАбдулк̣а̄хир. Ал-Фарк̣ байн ал-фирак̣. Каир, б.г.

Ал-Балх̱ӣ, ʼАбӯ ал-К̣а̄сим, ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р, ал-Джишшамӣ, ал-Х̣а̄ким. Фад̣л ал-иʻтиза̄л ва т̣абак̣а̄т ал-муʻтазила. Тунис, б.г.

Ал-Джа̄х̣из̣, ʼАбу ʻУс̱ма̄н. Кита̄б ал-х̣айава̄н. Т. 5. Каир, 1965.

Ал-Мак̣дисӣ, Мут̣аххар. Ал-Бадʼ ва ат-таʼрӣх̱. Т. 2. Париж, 1901.

Ал-Х̱аййа̄т̣, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Ал-ʼИнтис̣а̄р ва ар-радд ʻала̄ Ибн ар-Ра̄вандӣ ал-мулх̣ид. Каир, 1925.

Аш-Шахраста̄нӣ, ʼАбӯ ал-Фатх̣. Кита̄б ал-милал ва ан-них̣ал. Бейрут, 1992.

Ибн ан-Надӣм, Мух̣аммад. Ал-Фихрист. Каир, 1929.

Eberhardt D. Veranderung in der Philosophie Mu‘ammars und an-Nazzams. Tubingen, 1979.

Horten M. Die Lehre vom Kumūn bei Naẓẓām // Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft. 1909. Bd. 63. S. 774‒792.

van Ess J. Das Kitab al-nakt des Nazzam und seine Rezeption im Kitab al-Futya des Gahiz. Gottingen, 1971.

van Ess J. Theologie und Gesellschaft im 2. und 3. Jahrhundert der Hidschra. Eine Geschichte des religiösen Denkens im frühen Islam. Bd. 3. Berlin, 1992.

van Ess J. Theology and Science. The Case of Abū Isḥāq an-Naẓẓām. Ann Arbor, 1979.

ʼАбӯ Рӣда М. Ибра̄хӣм б. Саййа̄р ан-Наз̣з̣а̄м ва а̄ра̄ʼу-ху ал-кала̄миййа ал-фалсафиййа. Каир, 1946.

Закуев А. Философия ан-Наззама. Баку, 1961.

Нофал Ф. Ибрахим ибн Саййар ан-Наззам. М., 2015.

Са̄лим М. Ан-Наз̣з̣а̄м ва ал-фикр ан-нак̣дийй фӣ ал-ʼисла̄м. Дамаск, 1983.

Нофал Ф.О.