Ал-Ашʻарӣ

Electronic philosophical encyclopedia article
share the uri

Биография ал-Ашʻарӣ

Ал-Ашʻарӣ, ʼАбӯ ал-Х̣асан, ʻАлӣ ибн Исма̄ʻӣл (ок. 873, Басра – 935, Багдад) – мусульманский богослов и философ, основатель и эпоним ашаритской школы калама. Родился в семье хадисоведа ʼАбӯ Бишра ал-Ашʻарӣ. Вскоре после смерти отца мать вышла замуж за ʼАбӯ ʻАлӣ ал-Джубба̄ʼӣ, который взялся за обучение пасынка, уверовавшего в доктрину мутазилизма. Около 912 между ал-Ашʻарӣ и ʼАбӯ ʻАлӣ состоялся диспут, в результате которого ал-Ашʻарӣ разошелся со своим учителем, считая в противовес учению мутазилитов, – что Аллах с Его мудростью и всемогуществом может и не соответствовать человеческим представлениям о нравственности. Основные положения своей полемики с мутазилизмом ал-Ашʻарӣ впервые изложил в дошедшем до нас трактате «Послание жителям прифронтового города Ба̄б ал-Абва̄б». Сохранились также сочинения ал-Ашʻарӣ «О чем говорили мусульмане и в чем разошлись творящие молитву», «Поощрение занятия каламом», «Вопрошание о вере», «Блеск: ответ еретикам и приверженцам нововведений». Спустя некоторое время после основания новой школы калама ал-Ашʻарӣ перебрался в Багдад, где и провел последние годы своей жизни. Средневековые библиографы приписывают ему свыше ста сочинений, однако свод теологических и натурфилософских взглядов ал-Ашʻарӣ дошел до нас в виде доксографического компендиума Ибн Фӯрака (ум. ок. 1015 г.) «Речения шейха ʼАбӯ ал-Х̣асана ал-Ашʻарӣ», содержащего цитаты из тридцати двух аутентичных трактатов ал-Ашʻарӣ.

Абу-л-Хасан ал-Ашари. Одобрение занятия каламом / Введ., пер. и комм. Т. Ибрагима // Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М., 1998. С. 367‒379.

Ал-Aшapи. О чем говорили люди ислама и в чем разошлись творившие молитву (фрагменты) / Пер. А. Смирнова // Восточная философия. М., 1997. С. 365‒384.

Ал-Ашʻарӣ, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Ал-Лумʻ фӣ ар-радд ʻала̄ ʼахл аз-заййг̣ ва ал-бидаʻ. Каир, 1955.

Ал-Ашʻарӣ, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Вопрошание о вере / Пер. Ф.О. Нофала // Нофал Ф. Категория «вера» в классической исламской теологии. Одесса, 2016. С. 151‒155.

Ал-Ашʻарӣ, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Истих̣са̄н ал-х̱авд̣ фӣ ʻилм ал-кала̄м. Бейрут, 1995.

Ал-Ашʻарӣ, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Мак̣а̄ла̄т ал-исла̄миййин ва их̱тила̄ф ал-мус̣аллӣн. Висбаден, 1980.

Ал-Ашʻарӣ, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Масʼала фӣ ал-ʼӣма̄н // Сит раса̄ʼил. Каир, б.г.

Ал-Ашʻарӣ, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Риса̄ла ʼила̄ ʼахл ас̱-с̱аг̣р Ба̄б ал-Абва̄б. Медина, 2002.

Ибн Фӯрак. Мак̣а̄ла̄т аш-шайх̱ ʼАбӣ ал-Х̣асан ал-Ашʻарӣ. Каир, 2005.

McCarthy R. The Theology of al-Ash'ari: the Arabic Texts of al-Ash'ari's Kitab al-Luma' and Risalat Istihsan al-Khawd fi 'Ilm al-Kalam with Briefly Annotated Translations, and Appendices containing Material Pertinent to the Study of al-Ash'ari. Beyrouth, 1953.

Теология ал-Ашʻарӣ

В традиционалистской теологии ал-Ашʻарӣ Бог, создающий деяния, которые посредством сотворенного Им могущества (к̣удра) человека присваиваются (муктасаба) последним, имеет возможность обязать (йукаллиф) человека к совершению невозможного (ма̄ ла̄ йут̣а̄к̣) или к совершению зла. Нетварные атрибуты (с̣ифа̄т) Всевышнего не тождественны Его самости и не отличны от нее. При этом антропоморфные имена Всевышнего ал-Ашʻарӣ толковал аллегорически: так, Аллах называется «Милостивым» благодаря последовательной реализации Им атрибута «воление» и «Слышащим» благодаря Своему всеведению, объемлющему все сущее – в том числе и звуки. Отрицая тварную природу речи Аллаха, ал-Ашʻарӣ тем не менее учил о сотворенности ее языкового выражения. Эсхатологическая перспектива «созерцания» верными нетелесного Лика Бога может реализоваться в будущем лишь чудесным, доселе невиданным образом.

Ал-Ашʻарӣ, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Ал-Лумʻ фӣ ар-радд ʻала̄ ʼахл аз-заййг̣ ва ал-бидаʻ. Каир, 1955.

Ал-Ашʻарӣ, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Истих̣са̄н ал-х̱авд̣ фӣ ʻилм ал-кала̄м. Бейрут, 1995.

Ал-Ашʻарӣ, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Мак̣а̄ла̄т ал-исла̄миййин ва их̱тила̄ф ал-мус̣аллӣн. Висбаден, 1980.

Ал-Ашʻарӣ, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Риса̄ла ʼила̄ ʼахл ас̱-с̱аг̣р Ба̄б ал-Абва̄б. Медина, 2002.

Ибн Фӯрак. Мак̣а̄ла̄т аш-шайх̱ ʼАбӣ ал-Х̣асан ал-Ашʻарӣ. Каир, 2005.

Allard M. Le problème des attributs divins dans la doctrine d’al-Ašʿarī et de ses premiers grands disciples. Beirut, 1965.

Frank R. Early Islamic Theology: The Mu'tazilites and al-Ash'ari. Texts and Studies on the Development and History of Kalām. Farnham, 2007.

Watt W. Free Will and Predestination in Early Islam. London, 1948.

Натурфилософия ал-Ашʻарӣ

В метафизике ал-Ашʻарӣ постулируется познаваемость небытия (ʻадам) и онтологическое тождество утвержденности (с̱убӯт) вещей с их существованием (вуджӯд). Основой пространственной стратификации, под влиянием басрийских мутазилитов, полагается атом – единичная субстанция (джавхар фард), способная к «принятию» неотделимых от нее акциденций (аʻра̄д̣). Сами акциденции не могут «пребывать» (табк̣а̄) в течение двух следующих друг за другом моментов времени (вак̣тайн, зама̄найн), равно как и сосуществовать со своими противоположностями (ад̣да̄д). В качестве тела (джисм) ал-Ашʻарӣ рассматривал совокупность двух и более неделимых частиц, отмечая, что длина, глубина и ширина не являются отличительными свойствами тел. Вслед за ан-Наз̣з̣а̄мом он считал духов (арва̄х̣) тонкими (лат̣ӣфа) телами. Живые тела бытийствуют благодаря акциденции «жизнь», которая творится Богом в противоположность смерти. Эти и другие положения натурфилософской теории ал-Ашʻарӣ свидетельствуют о ее зависимости от зрелых мутазилитских концепций.

 

Ибн Фӯрак. Мак̣а̄ла̄т аш-шайх̱ ʼАбӣ ал-Х̣асан ал-Ашʻарӣ. Каир, 2005.

Gimaret, D. La doctrine d’al-Ash‘ari. Paris, 1990.

Абу-л-Хасан ал-Ашари. Одобрение занятия каламом / Введ., пер. и комм. Т. Ибрагима // Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М., 1998. С. 367‒379.

Ал-Aшapи. О чем говорили люди ислама и в чем разошлись творившие молитву (фрагменты) / Пер. А. Смирнова // Восточная философия. М., 1997. С. 365‒384.

Ал-Ашʻарӣ, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Ал-Лумʻ фӣ ар-радд ʻала̄ ʼахл аз-заййг̣ ва ал-бидаʻ. Каир, 1955.

Ал-Ашʻарӣ, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Вопрошание о вере / Пер. Ф.О. Нофала // Нофал Ф. Категория «вера» в классической исламской теологии. Одесса, 2016. С. 151‒155.

Ал-Ашʻарӣ, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Истих̣са̄н ал-х̱авд̣ фӣ ʻилм ал-кала̄м. Бейрут, 1995.

Ал-Ашʻарӣ, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Мак̣а̄ла̄т ал-исла̄миййин ва их̱тила̄ф ал-мус̣аллӣн. Висбаден, 1980.

Ал-Ашʻарӣ, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Масʼала фӣ ал-ʼӣма̄н // Сит раса̄ʼил. Каир, б.г.

Ал-Ашʻарӣ, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Риса̄ла ʼила̄ ʼахл ас̱-с̱аг̣р Ба̄б ал-Абва̄б. Медина, 2002.

Ибн Фӯрак. Мак̣а̄ла̄т аш-шайх̱ ʼАбӣ ал-Х̣асан ал-Ашʻарӣ. Каир, 2005.

Allard M. Le problème des attributs divins dans la doctrine d’al-Ašʿarī et de ses premiers grands disciples. Beirut, 1965.

Frank R. Early Islamic Theology: The Mu'tazilites and al-Ash'ari. Texts and Studies on the Development and History of Kalām. Farnham, 2007.

Gimaret, D. La doctrine d’al-Ash‘ari. Paris, 1990.

McCarthy R. The Theology of al-Ash'ari: the Arabic Texts of al-Ash'ari's Kitab al-Luma' and Risalat Istihsan al-Khawd fi 'Ilm al-Kalam with Briefly Annotated Translations, and Appendices containing Material Pertinent to the Study of al-Ash'ari. Beyrouth, 1953.

Watt W. Free Will and Predestination in Early Islam. London, 1948.

Нофал Ф.О.