Ал-ʻАлла̄ф, ʼАбӯ ал-Хуз̱айл

Electronic philosophical encyclopedia article
share the uri

Биография ал-ʻАлла̄фа

Ал-ʻАлла̄ф, ʼАбӯ ал-Хуз̱айл Мух̣аммад ибн ал-Хуз̱айл б. ʻАбдулла̄х ал-ʻАбдӣ (ум. 849) – мутазилитский богослов и философ, первый представитель зрелого калама. Родился в Басре во второй половине VIII в. в семье вольноотпущенников клана банӯ ʻАбд ал-К̣айс. Обитатель квартала, заселенного торговцами корма для скота (ʻалла̄фӣн), Ал-ʻАлла̄ф впоследствии переехал в Багдад, где, вероятно, и встретился с эмиссаром Ва̄с̣ила б. ʻАт̣а̄ʼ ʻУс̱ма̄ном б. Х̱а̄лидом ат̣-Т̣авӣлом. Источники указывают на аббасидского халифа ал-Махдӣ I (ум. 785) как на первого покровителя богослова, который, по всей видимости, и призвал его ко двору. Приход к власти лояльного к мутазилитам халифа ал-Маʼмӯна (ум. 833) означал окончательное закрепление высокого положения Ал-ʻАлла̄фа, который получал от правителя внушительное ежегодное жалование. Прожив около ста лет, ослепший ал-ʻАлла̄ф умер в Багдаде, оставив после себя более сорока рукописных трудов, упомянутых средневековыми библиографами. Сочинения его, посвященные различным вопросам богословия, литературы и, наконец, полемике с оппонентами (в том числе, с племянником ан-Наз̣з̣а̄мом и скандально известным поэтом С̣а̄лих̣ом б. ʻАбд ал-К̣уддӯсом, ум. 783), на данный момент считаются утерянными.

Ал-Балх̱ӣ, ʼАбӯ ал-К̣а̄сим, ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р, ал-Джишшамӣ, ал-Х̣а̄ким. Фад̣л ал-иʻтиза̄л ва т̣абак̣а̄т ал-муʻтазила. Тунис, б.г.

Ибн ан-Надӣм, Мух̣аммад. Ал-Фихрист. Каир, 1929.

Ал-Г̣ура̄бӣ ʻА. ʼАбӯ ал-Хуз̱айл ал-ʻАлла̄ф. Каир, 1949.

Теология и религиозная философия ал-ʻАлла̄фа

Религиозно-философское учение ал-ʻАлла̄фа, испытавшее на себе влияние античной мысли, впервые систематизировало разрозненные концепции ранних мутазилитов. Отстаивая примат разума над буквой Откровения, Ал-ʻАлла̄ф неоднократно апеллировал к аристотелевской логике в своих многочисленных диспутах с оппонентами, с излишним рвением, по его мнению, придерживавшимися правоведческого принципа аналогии. Вследствие этого рационалистическая теория ал-ʻАлла̄фа не только усилила апофатический характер учения основателей мутазилизма, но и перенесла строгость теологической спекуляции в область спекуляции собственно натурфилософской. Предание приписывает перу Ал-ʻАлла̄фа текстуальное оформление «пяти первооснов» (ал-ʼус̣ӯл ал-х̱амса) мутазилизма.

В теологии ал-ʻАлла̄ф отошел от джаʻдитской монистической парадигмы основателя школы Ва̄с̣ила б. ʻАт̣а̄ʼ к атрибутивной теории Джахма ибн С̣афва̄на. Аллах обладает как нетварными, «самостными» (з̱а̄тиййа), так и тварными, «оперативными» (фиʻлиййа) атрибутами. В то время как атрибуты второй категории (такие как воля или слух), связанные с сотворенным миром вещей, объявлялись Ал-ʻАлла̄фом возникшими во времени и, следовательно, инаковыми по отношению к самости Бога, атрибуты первой категории толковались им как свойства, принадлежащие Его самости. Так, Аллах ведает через знание, являющееся Им же и не существующее обособленно от Его самости. Многие излишне антропоморфные, на его взгляд, божественные атрибуты, упомянутые в тексте Священного Писания мусульман, ал-ʻАлла̄ф объяснял посредством символико-аллегорической экзегезы: например, «Лик» Аллаха он трактовал как указание на непостижимую самость Всевышнего. Отрицая телесность Бога, Ал-ʻАлла̄ф отрицал также возможность созерцания Его верными в «будущей» жизни: обитатели рая смогут лишь больше «узнать» о своем Творце. Одновременно с этим он подчеркивал, что «всеприсутствие» Бога необходимо толковать не в физическом, а в метафизическом ключе: Аллах управляет миром, оставаясь трансцендентным по отношению к нему.

Ал-Андулусӣ, Ибн Х̣азм. Ал-Фис̣ал фӣ ал-милал ва ал-ахва̄ʼ ва ан-них̣ал. Т. 2. Бейрут, 1996.

Ал-Ашʻарӣ, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Мак̣а̄ла̄т ал-ʼисла̄миййӣн ва их̱тила̄ф ал-мус̣алӣн. Висбаден, 1980.

Ал-Баг̣да̄дӣ, ʻАбдулк̣а̄хир. Ал-Фарк̣ байн ал-фирак̣. Каир, б.г.

Ал-Бас̣рӣ, ʼАбӯ ал-Х̣усайн. Тас̣аффух̣ ал-адилла. Висбаден, 2006.

Ал-Х̱аййа̄т̣, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Ал-ʼИнтис̣а̄р ва ар-радд ʻала̄ Ибн ар-Ра̄вандӣ ал-мулх̣ид. Каир, 1925.

Ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р. Шарх̣ ал-ʼус̣ӯл ал-х̱амса. Каир, 1996.

Аш-Шахраста̄нӣ, ʼАбӯ ал-Фатх̣. Кита̄б ал-милал ва ан-них̣ал. Бейрут, 1992.

Нофал Ф. ʼАбу ал-Касим ал-Каʻби и закат багдадской школы мутазилизма. М., 2017.

Нофал Ф. Ибрахим ибн Саййар ан-Наззам. М., 2015.

Антропология ал-ʻАлла̄фа

В своей антропологии ал-ʻАлла̄ф провозгласил полную этическую и физическую автономию человека – «видимого тела» (джисм марʼийй), обладающего известными анатомическими «частями». Вводя в свою систему категорию «действие» (фиʻл), он связывал человеческий акт с двумя подготавливающими его акциденциями – «волей» (ʼира̄да) и «способностью к действию» (ʼистит̣а̄ʻа). При этом воля, непосредственно предшествующая человеческому акту, признавалась Ал-ʻАлла̄фом онтологической (мӯджиба) причиной последнего. Признав допустимость совершения одного действия двумя его агентами, ал-ʻАлла̄ф называл в качестве «действователей» члены человеческого (и, шире, любого физического) тела, – равно как и закреплял за Богом возможность «творить деяние» через человека. Потенция предопределенного Аллахом акта, по-видимому, оправдывалась теорией производного (мутаваллид) деяния, согласно которой действователь, знающий о последствиях своего действования, несет за них полную ответственность – такую же, как и за непосредственные (муба̄шира) свои акты. Несмотря на то, что в целом ал-ʻАлла̄ф отвергал фатализм джабритов, он вынужден был согласиться со сторонниками теории предопределения, отмечавшими неизбежность наступления смерти в назначенный Творцом срок: например, Зайд, так и не убитый ʻАмром в предопределенный день своей смерти, непременно должен умереть в течение последнего. Что касается категорий «душа» (нафс) и «дух» (рӯх̣), «жизнь» (х̣айа̄т) и «пребывание» (бак̣а̄ʼ), то все они характеризовались Ал-ʻАлла̄фом как акцидентальные формы, отличные от человеческой самости. Он также ввел в мутазилитскую антропологию устоявшееся в других школах калама представление о процессе познания: субъект «сердцем» познает производимые телами акциденции (ʼидра̄ка̄т), которые образуют «необходимое» (ид̣т̣ира̄рийй) эмпирическое знание; рационалистическая же рефлексия составляет второй уровень познания, получивший в зрелом каламе наименование «приобретенного» (муктасаб), дискурсивного знания.

Натурфилософия ал-ʻАлла̄фа

Свое натурфилософское учение ал-ʻАлла̄ф разрабатывал, основываясь на тезисе о конечности всякого деяния Аллаха. Конечный во времени и пространстве мир подлежит делению и, как следствие, состоит из малейших неделимых частиц, «исчисленных» божественным всеведением – «единичных субстанций» (джавахир фарда). В отличие от протяженных в пространстве тел (аджса̄м), единичные субстанции не обладают длиной, шириной, глубиной или объемом, однако они могут образовывать тела, собираясь вместе или, напротив, расходясь друг с другом. Одна единичная субстанция может соседствовать с шестью другими атомами, и потому даже самое маленькое тело состоит из шести неделимых частиц. Совершая движение или пребывая в покое, единичная субстанция не в силах «низвести» других акциденций – видимых «деяний» тела, способных «пребывать» два следующих друг за другом момента времени.

Собственно время (вак̣т) объяснялось ал-ʻАлла̄фом как дискретное акцидентальное явление, зависящее от «разницы» (фарк̣) между двумя «атомарными» действиями субстанции. Акциденции, «привходящие» в субстанции, могут не только существовать во времени, но и сосуществовать друг с другом – за исключением движения (х̣арака), исчезающего сразу по мгновенном его совершении; исходя из последнего тезиса, ал-ʻАлла̄ф, подобно джахмитам, учил о конечности движений обитателей рая и ада. Как и многие его современники, он верил в скрытое предсуществование (кумӯн) одних веществ в других. Размышляя о моменте творения «из ничего» – по-видимому, творения единовременного, – ал-ʻАлла̄ф выделил, наряду с покоем и движением, третье, нейтральное состояние, в котором пребывали созидаемые в самом начале вещи и их единичные субстанции.

 

Ал-Андулусӣ, Ибн Х̣азм. Ал-Фис̣ал фӣ ал-милал ва ал-ахва̄ʼ ва ан-них̣ал. Т. 2‒3. Бейрут, 1996.

Ал-Ашʻарӣ, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Мак̣а̄ла̄т ал-ʼисла̄миййӣн ва их̱тила̄ф ал-мус̣алӣн. Висбаден, 1980.

Ал-Баг̣да̄дӣ, ʻАбдулк̣а̄хир. Ал-Фарк̣ байн ал-фирак̣. Каир, б.г.

Ал-Х̱аййа̄т̣, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Ал-ʼИнтис̣а̄р ва ар-радд ʻала̄ Ибн ар-Ра̄вандӣ ал-мулх̣ид. Каир, 1925.

Ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р. Шарх̣ ал-ʼус̣ӯл ал-х̱амса. Каир, 1996.

Аш-Шахраста̄нӣ, ʼАбӯ ал-Фатх̣. Кита̄б ал-милал ва ан-них̣ал. Бейрут, 1992.

Frank R. The Metaphysics of Created Being According to Abū-l-Hudhayl al-ʻAllāf. Istanbul, 1966.

Pines S. Beiträge zur Islamischen Atomlehre. Berlin, 1936.

Нофал Ф. ʼАбу ал-Касим ал-Каʻби и закат багдадской школы мутазилизма. М., 2017.

Нофал Ф. Ибрахим ибн Саййар ан-Наззам. М., 2015.

Ал-Андулусӣ, Ибн Х̣азм. Ал-Фис̣ал фӣ ал-милал ва ал-ахва̄ʼ ва ан-них̣ал. Т. 2. Бейрут, 1996.

Ал-Андулусӣ, Ибн Х̣азм. Ал-Фис̣ал фӣ ал-милал ва ал-ахва̄ʼ ва ан-них̣ал. Т. 2‒3. Бейрут, 1996.

Ал-Ашʻарӣ, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Мак̣а̄ла̄т ал-ʼисла̄миййӣн ва их̱тила̄ф ал-мус̣алӣн. Висбаден, 1980.

Ал-Баг̣да̄дӣ, ʻАбдулк̣а̄хир. Ал-Фарк̣ байн ал-фирак̣. Каир, б.г.

Ал-Балх̱ӣ, ʼАбӯ ал-К̣а̄сим, ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р, ал-Джишшамӣ, ал-Х̣а̄ким. Фад̣л ал-иʻтиза̄л ва т̣абак̣а̄т ал-муʻтазила. Тунис, б.г.

Ал-Бас̣рӣ, ʼАбӯ ал-Х̣усайн. Тас̣аффух̣ ал-адилла. Висбаден, 2006.

Ал-Х̱аййа̄т̣, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Ал-ʼИнтис̣а̄р ва ар-радд ʻала̄ Ибн ар-Ра̄вандӣ ал-мулх̣ид. Каир, 1925.

Ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р. Шарх̣ ал-ʼус̣ӯл ал-х̱амса. Каир, 1996.

Аш-Шахраста̄нӣ, ʼАбӯ ал-Фатх̣. Кита̄б ал-милал ва ан-них̣ал. Бейрут, 1992.

Ибн ан-Надӣм, Мух̣аммад. Ал-Фихрист. Каир, 1929.

Frank R. The Metaphysics of Created Being According to Abū-l-Hudhayl al-ʻAllāf. Istanbul, 1966.

Pines S. Beiträge zur Islamischen Atomlehre. Berlin, 1936.

Ал-Г̣ура̄бӣ ʻА. ʼАбӯ ал-Хуз̱айл ал-ʻАлла̄ф. Каир, 1949.

Нофал Ф. ʼАбу ал-Касим ал-Каʻби и закат багдадской школы мутазилизма. М., 2017.

Нофал Ф. Ибрахим ибн Саййар ан-Наззам. М., 2015.

Нофал Ф.О.