Иларион

Electronic philosophical encyclopedia article
share the uri

Вехи биографии и наследие Илариона

Иларион (конец X-нач. XI вв. – ок. 1054/1055), русский митрополит, церковно-политический деятель, религиозный мыслитель, проповедник, законотворец.

Впервые Иларион упоминается в летописи в 1051 в связи с сообщением о поставлении его, «мужа книжного и постника», волей князя Ярослава на русскую митрополию. В «Исповедании веры», написанном Иларионом, говорится, что на тот момент он был «мнихом и пресвитером» (т.е. иеромонахом), а его возведение в сан митрополита осуществлялось собравшимися для этой цели русскими епископами [Идейно-философское наследие Илариона Киевского, 1986, с. 64]. Блестящая богословская подготовка и знакомство с сочинениями, выходившими за рамки репертуара бытовавших на Руси книг, позволяет предположить, что Иларион получил образование в Византии [Подскальски, 1996, с. 148–149; Мюллер, 2000, с. 94], однако более вероятно влияние вероучителей кирилло-мефодиевского круга, продолжавших ирландскую традицию проповеди на родном языке [Мильков, 1997, с. 346–351]. По социальному происхождению семья Илариона могла принадлежать к кругу княжеской администрации. Мирское имя Илариона не известно. Он исчезает с церковно-политической сцены одновременно со смертью Ярослава в 1054, скорее всего в связи с церковно-политической переориентацией Киева в сторону Византии и появлением в 1055 на Руси митрополита-грека Ефрема.

Иларион является автором разновременных и тематически связанных между собой сочинений, которые в переработанном виде были слиты им в единое повествование: «О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и истине, которые были Иисусом Христом (1); и о том, как Закон отошел и Благодать и истина всю землю заполнили и вера на все народы распространилась и нашего народа русского достигла (2); и похвала кагану нашему Владимиру, который нас крестил (3); и молитва к Богу от всей страны нашей (4)» (здесь и далее цитируется в переводе Т.А. Сумниковой). Свою композицию, объединяющую разные по жанру блоки, автор называл «писанием». Начальная часть представляет собой экзегезу на предмет оценки роли иудеев и Ветхого завета в переходе от многобожия к монотеизму, предуготовившему появление христианства как новой религии, уже не узко этнической, а всех народов. Только к этой части наследия правомерно применение названия «Слово о Законе и Благодати», хотя в научном обиходе данное название закрепилось за всем комплексом блоков. Второе сочинение написано в жанре проповеди и посвящено определению места Русской земли в процессе приобщения к христианству разных народов. Третьим блоком композиции является Похвала князю Владимиру, стилистика которой близка к житийному жанру. Похвала могла быть произнесена 15 июля 1049 или 1050. В ней развивается тема преображения страны после принятия христианства. Завершает всю композицию Молитва от имени Русской земли и за Русскую землю (произнесена скорее всего в момент интронизации Илариона в 1051).

Идейно-философское наследие Илариона Киевского. Ч. I / Изд. подг. Т.А. Сумниковой, В.В. Мильковым. М., 1986.

Иларион. Слово о Законе и Благодати / Реконструкция древнерусского текста Л.П. Жуковской. М., 1994.

Мильков В.В. Идейные особенности творчества Илариона // Дергачева И.В., Мильков В.В., Милькова С.В. Лука Жидята: святитель, писатель, мыслитель. М., 2016. С. 108–123.

Мильков В.В. Кирилло-мефодиевская традиция и ее отличие от иных идейно-религиозных направлений // Древняя Русь: пересечение традиций. М., 1997. С. 327–370.

Мюллер Л. Киевский митрополит Иларион // Мюллер Л. Понять Россию: историко-культурные исследования. М., 2000. С. 88–124.

Овчинников Г.К. Иларион Киевский и историческая реальность (Венценосная княгиня Анна, Борис и Глеб) // Актуальные проблемы гуманитарных, социальных, экономических и технических наук: Межвузовский сборник научных и научно-методических трудов. Вып. 2. Ч. 2. М., 2003. С. 6–20.

Овчинников Г.К. Иларион-русин – выдающийся мыслитель Древней Руси. Очерки жизни и творчества. М., 2011.

Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.). СПб., 1996.

Розов Н.Н. Синодальный список сочинений Илариона – русского писателя XI в. // Slavia. 1963. Roč. 31. Seš. 2. S. 141–175.

Религиозно-философские воззрения Илариона

«Слово о Законе и Благодати» создавалось до разделения христианской церкви на Восточную и Западную в 1054, и в нем проводится идея единства христианского мира: «вот уже мы со всеми христианами славим святую Троицу» [Идейно-философское наследие Илариона Киевского, 1986, c. 57]. Автор с одинаковым пиететом относится к святыням Рима и Константинополя и прославляет правоверие Рима. Действительность осмысляется Иларионом с позиции сверхъестественной предопределенности, история воспринимается зримым воплощением божественного предначертания, которое реализуется в приобщении новых народов к Благодати (христианству) и ведет к их духовному преображению.

Иларион не следует традиционной для средневековой христианской письменности модели подключения национальной истории к длинной цепи событий, возводящей через священную историю к моменту сотворения мира. История схвачена Иларионом в самой общей перспективе смены исторических состояний. Поступательный ход истории оценивается с точки зрения смены вер: эпоха «идольского мрака» у иудеев сменяется состоянием «закона», прочие же народы, минуя «закон», вступают в эпоху Благодати. Закон представлен «предтечей и слугой Благодати и истины», «прежде Закон, потом Благодать, прежде подобие, потом истина» [Там же, с. 46]. Формула этого двухступенчатого движения применительно к иудейской истории задается интерпретацией библейской притчи о Сарре и Агари: родившийся от рабыни Агари сын Авраама Измаил олицетворяет собой эпоху рабства (Закон), а законнорожденный Исаак – освобождение (Благодать), когда «будут наследовать» свободные [Там же, c. 46–47].

Надмирный источник Благодати с неизбежностью ведет народы из несовершенного прошлого к преображающему их будущему. Богоизбранными в пику иудеям, закостеневшим в рабстве собственного «закона», названы «новые народы», выходящие на сцену исторического развития и через крещение становящиеся «сынами вечности»; они уподобляются «новым мехам для нового вина»: «Подобает Благодати и истине воссиять на новых людей. Ибо “не вливают, – по слову Господню, – вина нового, благодатного учения, в мехи старые, в иудействе обветшавшие, если прорвутся мехи, то вино прольется”. Уж если не сумел подобие удержать, многократно поклоняясь идолам, то как истинной Благодати удержать учение? Но для нового учения – новые мехи, новые народы. И сохранится и то и другое» [Там же, c. 5152].

В «Слове о том, как Закон отошел и Благодать и истина всю землю заполнили и вера на все народы распространилась и нашего народа русского достигла» расширение Благодати уподобляется живительному евангельскому источнику, простирающемуся на все народы. В такой образно-символической манере оформляется идея равенства всех народов. Исключение составляют только приверженцы иудаизма, которые восприняли свое избранничество как исключительность и в своей гордыне стали заложниками собственного национально-религиозного эгоизма. Важный в историософском плане вывод сводится к тому, что пребывающие в состоянии законности оказались на обочине исторического процесса.

Абсолютизация вселенского принципа, согласно которому спасение уготовано всем принимающим веру во Христа, порождает снисходительное отношение к дохристианскому прошлому, которое рассматривается как неизбежная и предопределенная стадия несовершенства, сродни заблуждениям детского возраста. Именно с язычниками, а не с иудеями древнерусский мыслитель связывает надежду будущих и просвещенных Благодатью времен. Поэтому, несмотря на нелицеприятные характеристики дохристианского периода («тьма», «засуха», «скверна», «беззаконие», «служение бесам», «жертвы»), именно «спотыкавшимся на путях погибели» народам уготовано славное будущее. В поступательном шествии христианства обновление водой крещения делает вчерашних неверных «сынами Божьими».

Принцип свободного волеизъявления и, как следствие, личной ответственности за грехи нигде в четкой форме не заявлен. Даже в Молитве за русский народ Иларион всю надежду на исправление своих греховных чад связывает не с их личным волеизъявлением, а с человеколюбивым расположением милующего, все прощающего и все исправляющего по своей воле Бога: «не вступи в суд с рабами своими...; от тебя очищение, от тебя милость и щедрое избавление...» [Там же, с. 60]. На фоне этой убежденности в прощении беззаконий новообращенного стада формируется представление о надежном светлом будущем, а все мироощущение пронизано оптимизмом. В призыве к Вседержителю не отвергать нетвердых в вере, ибо если воздавать всем по их заслугам, то никто не спасется, Иларион выступает прямым оппонентом широко распространенного в религиозной мысли представления о небесной каре, на основе которого в начале XII в. в древнерусском летописании оформилась историософская теория казней Божиих, постулировавшая прижизненное возмездие за самовластное уклонение к грехам. Построениям Илариона не свойственен типичный для аскетической христианской традиции антагонизм духа и плоти, которые воспринимаются им в гармонии.

В фокусе внимания Иллариона – собственная история, начинающаяся с крещения, обратившего поганую Русь в «сынов Божиих». Божественное усыновление понимается им как залог спасения и сверхъестественного покровительства стране и людям [Там же, c. 45]. Тема креационизма и эсхатологические мотивы в творчестве первого митрополита из русских отсутствуют, в оптимистической атмосфере радостного переживания судьбоносного события крещения Руси нет места ожиданию конца мира и Суда. Воспевание Бога соседствует со славословием Русской земле, а в роли небесного заступника Ярославу призывается его неканонизированный отец – Владимир Святославич [Там же, c. 59]. Князь Владимир, осуществивший исторический выбор за русский народ, в силу дарованной ему свыше мудрости «по благому пониманию и остроте ума понял, что Бог – Творец видимых и невидимых, небесных и земных» [Там же, c. 56]. Вместе с тем это личное деяние оказывается провиденциальной реализацией высшей воли: «Взглянуло на него всемилостивое око благого Бога, и воссиял разум в сердце его» [Там же, c. 54]. Иларион допускает здесь, таким образом, возможность постижения истин веры с помощью «разума» («смысленности»), путем личных размышлений Владимира, который не был искушен в Писании и не являлся ни свидетелем земной жизни Христа, ни восприемником апостольской проповеди [Там же, c. 56]. В нетипичном для христианской книжности ключе возвеличиваются подвиги языческих предков Владимира Крестителя, прославивших страну во всех концах земли [Там же, c. 54]: согласно Илариону, благо стране могли приносить и не познавшие Христа. Подобные установки позволяли славу и известность языческой Руси рассматривать как прообраз величия Руси, укрепленной христианской верой. В прославлении настоящего через прошлое четко очерчена национальная идея. С одной стороны, русская история – это часть мировой, а с другой – богатое собственными, достойными памяти и гордости событиями прошлое.

Иларион подчеркивает, что Русь самостоятельно сделала свой выбор и существует на равных в общем ряду христианских народов, в том числе и тех, кто давно утвердил свое положение на исторической арене. Приоритет просвещения русского народа принадлежит не грекам, а Владимиру, греческая земля фигурирует лишь как известная Владимиру страна «христолюбивой и крепкой веры». Через параллелизм уподоблений утверждается равенство Руси с Византией: по плодам деяний Владимир уподобляется Константину, а княгиня Ольга – Елене. Утверждая право молодого русского народа «быть новыми мехами для старого вина», Иларион противопоставляет это право стремлению к религиозному политическому превосходству греков, которые высокомерно относились к варварам как к объекту миссионерства и политического контроля. Весь пафос сочинений Илариона сводился к тому, что «молодой» русский народ равноправен грекам и не уступает тем, кто давно утвердил свое положение на исторической арене. Генеральная мысль заключается в утверждении равенства и взаимного уважения всех христианских народов. Именно это позволяет позиционировать Русь на равных с Византией, что соответствовало независимому автокефальному статусу русской церкви при Иларионе и позволяло осуществлять религиозную политику в национальных интересах.

Социально-политическая программа Илариона содержится в Похвале Владимиру, ее основные положения: 1) укрепление государства и международного авторитета на основе военно-политической мощи принявшей христианство Руси; 2) провозглашение национально государственного суверенитета в союзе с национальной церковью; 3) духовное перерождение общества и гармонизация межличностных отношений в нем. Только крепкая, централизованная (на принципах старейшинства) власть способна обеспечить могущество страны. При этом Русская земля – это не только власть и победоносное воинство, а все подвластное население князя, объединенное единой верой и единой судьбой. Сильная власть и правая вера (ср. о Владимире: «благоверие соединено с властью») обеспечивают благосостояние и независимость государства. Илариону важно подчеркнуть, что Владимир «с новыми нашими отцами-епископами, часто собираясь, с великим смирением совет держал» [Там же, c. 57]. На этом основании можно говорить о планах выстраивания им симфонии светской и духовной властей.

Социальный идеал Илариона – гармонизация всех слоев общества. Движущей силой его достижения является власть. В Похвале выстраивается целая программа желанных действий князя в отношении подданных: быть одеянием для нагих, напитать алчущих и жаждущих, дать приют странствующим, защитить обижаемых. Властитель Руси прославляется за его опеку больных и вдов, за поддержку сирот и должников, а также за щедрую милостыню нуждающимся, которая рассматривается как залог его посмертного спасения [Там же, c. 56–57]. Затем в Молитве, которая проникнута не только религиозным, но и высоким гражданским чувством, он обращается к Вседержителю за покровительством малым и великим своим современникам. Из пространного перечня паствы становиться ясно, что Русская земля – это не только власть и победоносное воинство, а все подвластное население князя, объединенное единой верой и единой судьбой. Крещение народа и цепь побед на международной арене позволяют оптимистически смотреть вперед, в будущее. Иларион в данном случае заявляет о национально-государственном интересе и формулирует программу, в которой выступает идеологом сильной, централизованной (на принципах старейшинства) власти. Много критического говорится им в «Слове о Законе и Благодати» по поводу рабства: процессы закабаления в форме холопства и закупства развивались интенсивно на основе законодательных установлений «Русской Правды». В целом философско-историческую доктрину Илариона можно назвать доктриной государственной независимости, церковного самоопределения и исторического оптимизма.

Идейно-философское наследие Илариона Киевского. Ч. I / Изд. подг. Т.А. Сумниковой, В.В. Мильковым. М., 1986.

Danti A. Sulla tradizione dello «Slovo o zakone i blagodati» // Ricerche slavistiche. 1970–1972. T. 17–19. P. 109–117.

Mainka R. Von Gesetz und Gande. Die heilsgeschichtliche Schicht im Slovo des Kiever Metropoliten Ilarion // Clarentianum. 1969. T. 9. S. 273–304.

Mathauserová S. Ilarionovo Slovo o zakonu a milosti a tradice staroslovenská // Ceskoslovenská slavistika. Praha, 1988. S. 27–32.

Mü11er L. Neue Untersuchungen zum Text der Werke des Metropoliten Ilarion // Russia Mediaevalis. 1975. T. 2. S. 3–91.

Thomson F.J. Quotations of Patristic and Byzantine Works by Early Russian Authors as an Indication of the Cultural Level of Kievan Russia // Slavica Gandensia. 1983. Vol. 10. P. 65–66.

Абрамов А.И. «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона как русская историософская реакция на христианско-идеологическую экспансию Византии // Идейно-философское наследие Илариона Киевского / Отв. ред. А.А. Баженова. Ч. 2. М., 1986. С. 82–95.

Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти: очерки русской политической литературы от Владимира Святого до конца XVII века. Пг., 1916.

Воробьева С.Н. Религиозно-философская идея «Слова о законе и благодати» // Вестник Тверского Государственного технического университета. Сер.: Науки об обществе и гуманитарные науки. Вып. 2. Тверь, 2017. С. 12–17.

Жданов И.Н. Слово о законе и благодати и Похвала кагану Владимиру // Сочинения И.Н. Жданова. Т. I. СПб.: Отделение русского языка и словесности Акад. наук, 1904. С. 1–80.

Золотухина Н.М. «Слово о законе и благодати» – первый русский политический трактат киевского писателя XI в. Илариона // Древняя Русь: Проблемы права и правовой идеологии / Отв. ред. Г.В. Швеков. М., 1984. С. 36–50.

Калугин Ф.Г. Иларион митрополит Киевский и его церковно-учительные произведения // Памятники древнерусской церковно-учительной литературы / Под ред. А.И. Пономарева. Вып. 1. СПб., 1894. С. 47–85.

Кожинов В.В. Творчество Илариона и историческая реальность его эпохи // Вопросы литературы. 1988. № 12. С. 130–150.

Колесов В.В. Умное слово в «Слове» Илариона Киевского // Альманах библиофила. Вып. 26: Тысячелетие русской письменной культуры (988–1988). М., 1989. С. 95–113.

Кормин Н.А., Любимова Т.Б., Пилюгина Н.Б. Характер философского мышления Илариона в «Слове о законе и благодати» // Альманах библиофила. Вып. 26: Тысячелетие русской письменной культуры (988–1988). М., 1989. С. 122–135.

Лемешко Г.А. Становление историософских идей в Древней Руси: «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона // Культура и цивилизация. 2015. № 1–2(2). С. 50–54.

Макаров А.И. Нравственные воззрения Илариона Киевского // Альманах библиофила. Вып. 26: Тысячелетие русской письменной культуры (988–1988). М., 1989. С. 76–88.

Мильков В.В. Идейные особенности творчества Илариона // Дергачева И.В., Мильков В.В., Милькова С.В. Лука Жидята: святитель, писатель, мыслитель. М., 2016. С. 108–123.

Мильков В.В. Иларион // Русская философия. Энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 2014. C. 220–222.

Мильков В.В. Иларион и древнерусская мысль // Идейно-философское наследие Илариона Киевского / Отв. ред. А.А. Баженова. Ч. 2. М., 1986. С. 6–38.

Мильков В.В. Историософия оптимизма Илариона // Мильков В.В. Осмысление истории в Древней Руси. СПб., 2000. С. 116–133.

Мильков В.В. Кирилло-мефодиевская традиция и ее отличие от иных идейно-религиозных направлений // Древняя Русь: пересечение традиций. М., 1997. С. 327–370.

Мильков В.В. Слово о Законе и Благодати» Илариона и теория «Казней Божиих» // Альманах библиофила. Вып. 26: Тысячелетие русской письменной культуры (988–1988). М., 1989. С. 114–121.

Никольская А.Б. Слово митр. киевского Илариона в позднейшей литературной традиции // Slavia. Praha, 1928–1929. Roč. 7. Seš. 3–4. S. 549–553, 853–870.

Овчинников Г.К. Иларион-русин – выдающийся мыслитель Древней Руси. Очерки жизни и творчества. М., 2011.

Овчинников Г.К. Основные черты творческой манеры Илариона // XXI век: будущее России в философском измерении: Материалы II Российского философского конгресса. Т. 4. Ч. 1. Екатеринбург, 1999. С. 156–157.

Овчинников Г.К. Особенности структурной организации «Слова о Законе и Благодати» Илариона // Сборник статей, посвященный 50-летию кафедры философии гуманитарных факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2003. С. 393–399.

Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.). СПб., 1996.

Поляков Л.В. Метод символической экзегезы в «исторической теологии» Илариона // Идейно-философское наследие Илариона Киевского / Отв. ред. А.А. Баженова. Ч. 2. М., 1986. С. 56–81.

Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X–XII в. СПб., 1913.

Робинсон М.А., Сазонова Л.И. Мнимая и реальная историческая действительность эпохи создания «Слова о законе и благодати» // Вопросы литературы. 1988. № 12. С. 151–157.

Розов Н.Н. Из наблюдений над историей текста «Слова о законе и благодати» // Slavia. 1966. Roč. 35. S. 365–379.

Розов Н.Н. К вопросу об участии Илариона в начальном летописании // Летописи и хроники. М., 1974. С. 31–36.

Розов Н.Н. Рукописная традиция «Слова о законе и благодати» // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 17. М.; Л., 1961. С. 42–53.

Сендерович С. «Слово о законе и благодати» как экзегетический текст Илариона Киевского и павлианская теология // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 51. СПб., 1999. С. 43–51.

Темчин С.Ю. Типология этно-религиозных конфликтов в «Слове о законе и благодати» киевского митрополита Илариона // Древняя Русь и средневековая Европа: возникновение государств. М., 2012. С. 280–286.

Топоров В.Н. Работники одиннадцатого часа («Слово о законе и благодати» и древнерусские реалии) // Топоров В.Н. Святость и святые в русской культуре. Т. I: Первый век христианства на Руси. М., 1995. С. 257–412.

Издания и переводы Илариона

а) на древнерусском:

Горский А.В. Памятники духовной литературы времен великого князя Ярослава I // Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе. Ч. 2. М.,1844. С. 1–91.

Покровский Ф. Отрывок слова митрополита Илариона «О законе и благодати» в списке XII–XIII в. // Известия Отделения русского языка и словесности. Т. XI. Кн. 3. СПб., 1906. С. 412–417. [Воспроизведение фотокопии древнейшего фрагмента по списку РАН. 4.9.37: Описание русских и славянских рукописей Библиотеки АН СССР. Описание русских и славянских рукописей XIXVII вв. Л.: Наука, 1976. С. 65–66].

Розов Н.Н. Синодальный список сочинений Илариона – русского писателя XI в. // Slavia. 1963. Roč. 31. Seš. 2. S. 141–175.

Молдован А.М. «Слово о Законе и Благодати» Илариона. Киев: Наукова думка, 1984. С. 78–196.

Идейно-философское наследие Илариона Киевского. Ч. I / Изд. подг. Т.А. Сумниковой, В.В. Мильковым. М.: Ин-т философии РАН, 1986. С. 5–41 (транслитерация); 101–171 (фотокопия оригинала). [Переиздания этого текста: Слово о Законе и Благодати // Мильков В.В. Осмысление истории в Древней Руси. СПб.: Алетейя, 2000. С. 198–222; «Слово о Законе и Благодати» Илариона Киевского – современника и единомышленника Луки Жидяты // Дергачева И.В., Мильков В.В., Милькова С.В. Лука Жидята: святитель, писатель, мыслитель. М.: Мир философии, 2016. С. 197–244].

Иларион. Слово о Законе и Благодати / Реконструкция древнерусского текста Л.П. Жуковской. М.: Столица; Скрипторий, 1994. С. 28–100 (четные). [Переиздание: Митрополит Иларион. Слово о Законе и Благодати / Реконструкция древнерусского текста Л.П. Жуковской. М.: Институт русской цивилизации, 2011. С. 36–108 (четные)].

Митрополит Иларион. Слово о Законе и Благодати / Подготовка текста А.М. Молдована // Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга 3. М.: Художественная литература, 1994. С. 583–598. [Переиздание: Слово о законе и благодати митрополита Киевского Илариона / Подготовка текста А.М. Молдована // Библиотека литературы Древней Руси. Т. I: XIXII вв. СПб.: Наука, 1997. С. 28–63 (четные)].

Ужанков А.Н. Из лекций по истории русской литературы XI – первой трети XVIII вв.: «Слово о Законе и Благодати» Илариона Киевского. М.: НИЦ «Инженер», 1999. С. 62–134 (четные). [Переиздание: Ужанков А.Н. «Слово о Законе и Благодати» и другие творения митрополита Илариона Киевского. М.: Академика, 2014. С. 46–280 (четные)].

«Слово о законе и благодати» Илариона Киевского. Древнейшая версия по списку ГИМ Син. 591 / Изд. подг. К.К. Акентьев // Византинороссика / Byzantinorossica. Т. 3: Истоки и последствия. Византийское наследие на Руси. Сб. статей к 70-летию члена-корреспондента РАН И.П. Медведева. СПб.: Византинороссика, 2005. С. 116–151.

Die Werke des Metropoliten Ilarion / Eingeleitet, übersetzt und erläutert von Ludolf Müller // Forum Slavicum. 1971. Bd. 37. S. 57–129.

Elbe H. Die Handschrift С der Werke des Metrolpoliten Ilarion // Russia Mediaevalis. 1975. Bd. 2. S. 120–161.

б) в переводе на современный русский язык:

Перевод сочинений Илариона / Т.А. Сумниковой // Идейно-философское наследие Илариона Киевского. Ч. I. М.: Ин-т философии РАН, 1986. С. 41–62. [Переиздание переводов: Слово о Законе и Благодати Илариона Киевского / Пер. Т.А. Сумниковой // Мильков В.В. Осмысление истории в Древней Руси. СПб.: Алетейя, 2000. С. 222–246; «Слово о Законе и Благодати» Илариона Киевского – современника и единомышленника Луки Жидяты / Пер. Т.А. Сумниковой // Дергачева И.В., Мильков В.В., Милькова С.В. Лука Жидята: святитель, писатель, мыслитель. М.: Мир философии, 2016. С. 245303].

Слово о Законе и Благодати Илариона, митрополита Киевского / Пер. и прим. А.П. Балицкой // Богословские труды. Вып. 28. М.: Из-во Московской Патриархии, 1987. С. 316338.

Иларион. Слово о Законе и Благодати / Пер. В.Я. Дерягина. М.: Столица; Скрипторий, 1994. С. 28–100 (нечетные). [Переиздание: Митрополит Иларион. Слово о Законе и Благодати / Пер. В.Я. Дерягина. М.: Институт русской цивилизации, 2011. С. 36108 (нечетные)].

Митрополит Иларион. Слово о Законе и Благодати / Пер. диакона А. Юрченко // Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Кн. 3. М.: Художественная литература, 1994. С. 599–616. [Переиздание: Слово о законе и благодати митрополита Киевского Илариона / Пер. диакона А. Юрченко // Библиотека литературы Древней Руси. Т. I: XIXII вв. СПб.: Наука, 1997. С. 28–63 (нечетные)].

Ужанков А.Н. Из лекций по истории русской литературы XI – первой трети XVIII вв.: «Слово о Законе и Благодати» Илариона Киевского. М.: НИЦ «Инженер», 1999. С. 62–134 (нечетные). [Переиздание: Ужанков А.Н. «Слово о Законе и Благодати» и другие творения митрополита Илариона Киевского. М.: Академика, 2014. С. 46–280 (нечетные)].

в) в переводе на иностранные языки:

Die Werke des Metropoliten Ilarion / Eingeleitet, übersetzt und erläutert von Ludolf Müller // Forum Slavicum. Bd. 37. München, 1971. S. 22-53.

Ickler Nancy Louisa. Slovo O Zakone I Blagodati: А Discours on the Law and Grace // Comitatus: A Journal of Medieval and Renaissance Studies. 1978. No. 9. P. 19-54.

Sermone di Ilarion «Sulla legge e sulla grazia» / [a cura di] Itala Pia Sbriziolo; [traduzione, Itala Pia Sbriziolo] // Biblioteca di ricerche linguistiche e filologiche, 0392- 9361; 23. Napoli: Istituto universitario orientale, 1988.

Лабунька М. Митрополит Іларіон і його писання // Богословiϵ. Т. 53. К., 1989. С. 25-69. [Переиздание: Лабунька М. Митрополит Іларіон і його писання. Рим, 1990].

Sermons and Rhetoric of Kievan Rus’ / Translated and with an Introduction by Simon Franklin. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1991. P. 3-17.

г) электронные публикации «Слова о Законе и Благодати»:

URL: http://www.rusinst.ru/docs/books/Mitr_Ilarion-Slovo_o_Zakone_i_Blagodati.pdf

URL: https://azbyka.ru/slovo-o-zakone-i-blagodati-mitropolita-ilariona

URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4868

URL: http://krotov.info/acts/11/2/ilarion.htm

URL: https://www.mysciencework.com/publication/show/slovo-o-zakone-i-blagodati-discourse-law-grace-0abd6dba

Идейно-философское наследие Илариона Киевского. Ч. I / Изд. подг. Т.А. Сумниковой, В.В. Мильковым. М., 1986.

Иларион. Слово о Законе и Благодати / Реконструкция древнерусского текста Л.П. Жуковской. М., 1994.

Danti A. Sulla tradizione dello «Slovo o zakone i blagodati» // Ricerche slavistiche. 1970–1972. T. 17–19. P. 109–117.

Mainka R. Von Gesetz und Gande. Die heilsgeschichtliche Schicht im Slovo des Kiever Metropoliten Ilarion // Clarentianum. 1969. T. 9. S. 273–304.

Mathauserová S. Ilarionovo Slovo o zakonu a milosti a tradice staroslovenská // Ceskoslovenská slavistika. Praha, 1988. S. 27–32.

Mü11er L. Neue Untersuchungen zum Text der Werke des Metropoliten Ilarion // Russia Mediaevalis. 1975. T. 2. S. 3–91.

Thomson F.J. Quotations of Patristic and Byzantine Works by Early Russian Authors as an Indication of the Cultural Level of Kievan Russia // Slavica Gandensia. 1983. Vol. 10. P. 65–66.

Абрамов А.И. «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона как русская историософская реакция на христианско-идеологическую экспансию Византии // Идейно-философское наследие Илариона Киевского / Отв. ред. А.А. Баженова. Ч. 2. М., 1986. С. 82–95.

Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти: очерки русской политической литературы от Владимира Святого до конца XVII века. Пг., 1916.

Воробьева С.Н. Религиозно-философская идея «Слова о законе и благодати» // Вестник Тверского Государственного технического университета. Сер.: Науки об обществе и гуманитарные науки. Вып. 2. Тверь, 2017. С. 12–17.

Жданов И.Н. Слово о законе и благодати и Похвала кагану Владимиру // Сочинения И.Н. Жданова. Т. I. СПб.: Отделение русского языка и словесности Акад. наук, 1904. С. 1–80.

Золотухина Н.М. «Слово о законе и благодати» – первый русский политический трактат киевского писателя XI в. Илариона // Древняя Русь: Проблемы права и правовой идеологии / Отв. ред. Г.В. Швеков. М., 1984. С. 36–50.

Калугин Ф.Г. Иларион митрополит Киевский и его церковно-учительные произведения // Памятники древнерусской церковно-учительной литературы / Под ред. А.И. Пономарева. Вып. 1. СПб., 1894. С. 47–85.

Кожинов В.В. Творчество Илариона и историческая реальность его эпохи // Вопросы литературы. 1988. № 12. С. 130–150.

Колесов В.В. Умное слово в «Слове» Илариона Киевского // Альманах библиофила. Вып. 26: Тысячелетие русской письменной культуры (988–1988). М., 1989. С. 95–113.

Кормин Н.А., Любимова Т.Б., Пилюгина Н.Б. Характер философского мышления Илариона в «Слове о законе и благодати» // Альманах библиофила. Вып. 26: Тысячелетие русской письменной культуры (988–1988). М., 1989. С. 122–135.

Лемешко Г.А. Становление историософских идей в Древней Руси: «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона // Культура и цивилизация. 2015. № 1–2(2). С. 50–54.

Макаров А.И. Нравственные воззрения Илариона Киевского // Альманах библиофила. Вып. 26: Тысячелетие русской письменной культуры (988–1988). М., 1989. С. 76–88.

Мильков В.В. Идейные особенности творчества Илариона // Дергачева И.В., Мильков В.В., Милькова С.В. Лука Жидята: святитель, писатель, мыслитель. М., 2016. С. 108–123.

Мильков В.В. Иларион // Русская философия. Энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 2014. C. 220–222.

Мильков В.В. Иларион и древнерусская мысль // Идейно-философское наследие Илариона Киевского / Отв. ред. А.А. Баженова. Ч. 2. М., 1986. С. 6–38.

Мильков В.В. Историософия оптимизма Илариона // Мильков В.В. Осмысление истории в Древней Руси. СПб., 2000. С. 116–133.

Мильков В.В. Кирилло-мефодиевская традиция и ее отличие от иных идейно-религиозных направлений // Древняя Русь: пересечение традиций. М., 1997. С. 327–370.

Мильков В.В. Слово о Законе и Благодати» Илариона и теория «Казней Божиих» // Альманах библиофила. Вып. 26: Тысячелетие русской письменной культуры (988–1988). М., 1989. С. 114–121.

Мюллер Л. Киевский митрополит Иларион // Мюллер Л. Понять Россию: историко-культурные исследования. М., 2000. С. 88–124.

Никольская А.Б. Слово митр. киевского Илариона в позднейшей литературной традиции // Slavia. Praha, 1928–1929. Roč. 7. Seš. 3–4. S. 549–553, 853–870.

Овчинников Г.К. Иларион Киевский и историческая реальность (Венценосная княгиня Анна, Борис и Глеб) // Актуальные проблемы гуманитарных, социальных, экономических и технических наук: Межвузовский сборник научных и научно-методических трудов. Вып. 2. Ч. 2. М., 2003. С. 6–20.

Овчинников Г.К. Иларион-русин – выдающийся мыслитель Древней Руси. Очерки жизни и творчества. М., 2011.

Овчинников Г.К. Основные черты творческой манеры Илариона // XXI век: будущее России в философском измерении: Материалы II Российского философского конгресса. Т. 4. Ч. 1. Екатеринбург, 1999. С. 156–157.

Овчинников Г.К. Особенности структурной организации «Слова о Законе и Благодати» Илариона // Сборник статей, посвященный 50-летию кафедры философии гуманитарных факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2003. С. 393–399.

Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.). СПб., 1996.

Поляков Л.В. Метод символической экзегезы в «исторической теологии» Илариона // Идейно-философское наследие Илариона Киевского / Отв. ред. А.А. Баженова. Ч. 2. М., 1986. С. 56–81.

Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X–XII в. СПб., 1913.

Робинсон М.А., Сазонова Л.И. Мнимая и реальная историческая действительность эпохи создания «Слова о законе и благодати» // Вопросы литературы. 1988. № 12. С. 151–157.

Розов Н.Н. Синодальный список сочинений Илариона – русского писателя XI в. // Slavia. 1963. Roč. 31. Seš. 2. S. 141–175.

Розов Н.Н. Из наблюдений над историей текста «Слова о законе и благодати» // Slavia. 1966. Roč. 35. S. 365–379.

Розов Н.Н. К вопросу об участии Илариона в начальном летописании // Летописи и хроники. М., 1974. С. 31–36.

Розов Н.Н. Рукописная традиция «Слова о законе и благодати» // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 17. М.; Л., 1961. С. 42–53.

Сендерович С. «Слово о законе и благодати» как экзегетический текст Илариона Киевского и павлианская теология // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 51. СПб., 1999. С. 43–51.

Темчин С.Ю. Типология этно-религиозных конфликтов в «Слове о законе и благодати» киевского митрополита Илариона // Древняя Русь и средневековая Европа: возникновение государств. М., 2012. С. 280–286.

Топоров В.Н. Работники одиннадцатого часа («Слово о законе и благодати» и древнерусские реалии) // Топоров В.Н. Святость и святые в русской культуре. Т. I: Первый век христианства на Руси. М., 1995. С. 257–412.

Мильков В.В.