Прагматизм

Electronic philosophical encyclopedia article
share the uri

Прагматизм: определение

Прагматизм (от греч. pragma «дело, действие») – течение американской философии, рассматривающее человеческое мышление, научное и философское познание как формы деятельности, направленные на достижение практического результата. Основные идеи прагматизма были высказаны американским философом, логиком и естествоиспытателем Ч.С. Пирсом в 1860–1870-х гг., но лишь в начале ХХ в. благодаря работам У. Джеймса, а позднее Дж. Дьюи он получил известность и признание в философском сообществе, оказав сильнейшее влияние на духовную жизнь страны. Помимо США прагматизм имел сторонников в Великобритании (Ф.К.С. Шиллер, В. Уэлби), Италии (Дж. Папини, М. Кальдерони, Дж. Преццолини), Франции (Э. Леруа), Германии (Г. Файхингер), Испании (Э. д’Орс), Чехии (К. Чапек), Китае (Ху Ши), Уругвае (К. Вас Феррейра) и других странах.

Ранний прагматизм: «Метафизический клуб»

Рождение прагматизма связано с деятельностью «Метафизического клуба», созданного в Гарварде по инициативе Ч.С. Пирса (1872). Обвинив всю прежнюю философию в идеализме и отрыве от жизни, Пирс и его единомышленники, называвшие себя в шутку «метафизиками», выдвинули программу «реконструкции» в философии и университетском образовании. Философия, утверждали они, должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания, чем она считалась со времен Платона и Аристотеля, но общим методом решения экзистенциальных проблем (the problems of living). Мышление – средство приспособления человека к природной и социальной среде; идеи, гипотезы, теории суть инструменты и планы действий. Этот натуралистически-бихевиористский подход составил фундамент гносеологии и этики прагматизма.

Документальных свидетельств о «Метафизическом клубе» немного. Его членами были молодые интеллектуалы, друзья и коллеги Пирса: Ч. Райт, О. Холмс младший, Ф. Эббот, Дж. Фиск, У. Джеймс и др. «Метафизики» встречались нерегулярно, записей не вели, обсуждали идеи Ч. Дарвина, Дж. С. Милля, А. Бэна и французских позитивистов. В 1875 г., после отъезда Пирса в Европу и смерти Ч. Райта, клуб фактически перестал существовать.

Fisch M.H. Was There a Metaphysical Club in Cambridge? // Studies in the Philosophy of Charles Sanders Peirce / Ed. by E.C. Moore, R.S. Robin. Amherst, 1964. P. 3–32.

Menand L. The Metaphysical Club: A Story of Ideas in America. N.Y., 2001.

Wiener P. Evolution and the Founders of Pragmatism. Cambridge (Mass.), 1949.

Грязнов А. У истоков прагматизма // Вопросы философии. 1996. № 12. С. 103–105.

Юлина Н. Философская мысль в США. ХХ век. М., 2010. С. 17–38 (ч. I, гл. 1).

Прагматизм Ч.С. Пирса

Решающее значение для развития прагматизма имели две публикации Пирса в журнале «Popular Science Monthly» – статьи «Закрепление верования» (1877) и «Как сделать наши идеи ясными» (1878). Согласно Пирсу, разумное мышление и поведение человека определяется совокупностью устойчивых верований (beliefs), которые приобретаются в жизненном опыте. Состояние, противоположное верованию, – сомнение вызывает нежелательную заминку в действии. Целью исследования является устранение этой заминки (переход от сомнения к вере). Пирс выделил четыре способа «закрепления верования»: метод упорства (слепой и непоколебимой приверженности индивида раз и навсегда избранным взглядам), метод авторитета (навязывания определенного образа мысли какой-то инстанцией или лицом, пользующимся доверием), метод априори (принятия «согласных с разумом» положений в качестве метафизических предпосылок) и метод науки (эмпирических наблюдений, анализа, выдвижения и экспериментальной проверки гипотез). Научный метод самый надежный, так как он не оставляет простора для индивидуального произвола и учитывает реалии (reals) – «внешние постоянные факторы, на которые наше мышление не имеет никакого влияния» [CP, V, 384]. С точки зрения Пирса, познание начинается не с картезианского универсального сомнения (такой исходный скептицизм является самообманом, ведь нам не дано избавиться от фактически имеющихся у нас предрассудков и поведенческих установок (habits of action)). Действительное сомнение всегда конкретно, ситуативно. Оно ставит исследователя перед определенной проблемой, для решения которой выдвигается гипотеза, нуждающаяся в последующей проверке. Возможность интуиции (чувственной или интеллектуальной) как невыводного и беспредпосылочного знания Пирс решительно отвергает, равно как и способность мышления, не опосредованного знаками: «всякая мысль интерпретируется другой мыслью… и существует в знаках» [CP, V, 253].

Истину Пирс определил как «верование, которому суждено получить окончательное согласие тех, кто занят исследованием» (the limit theory of truth). Подчеркивая социальный характер истины, которая выступает «регулятивной идеей» в познании, он указывал на неизбежную погрешимость и неокончательность научных теорий и объяснений (принцип «фаллибилизма»): «Попытайтесь верифицировать любой закон природы, и вы обнаружите, что чем более точны ваши наблюдения, тем определеннее будут они показывать беспорядочные отклонения от закона» [CP, VI, 46]. Значение понятий, которыми оперирует наука, по мнению Пирса, целиком исчерпывается последствиями их применения. «Максиму прагматизма» Пирс сформулировал так: «Рассмотрим, какие следствия практического характера могут производиться, как мы полагаем, объектом нашего понятия; знание (conception) обо всех этих следствиях будет нашим полным знанием об объекте» [CP, V, 402].

CP — Collected Papers of Ch.S. Peirce / Ed. by Ch. Hartshorne, P. Weiss and A. Burks. Vol. I–VIII. Cambridge (Mass.), 1931–1935, 1958.

The Essential Peirce. Selected Philosophical Writings / Ed. by N. Houser and C. Kloesel. Bloomington, 1992–1998.

Пирс Ч.С. Избранные философские произведения. М., 2000.

Пирс Ч.С. Начала прагматизма. СПб., 2000.

Пирс Ч.С. Рассуждение и логика вещей. М., 2005.

Almeder R. The Philosophy of Charles S. Peirce: A Critical Introduction. Oxford, 1980.

Apel K.-O. Charles S. Peirce: From Pragmatism to Pragmaticism. Amherst, 1981.

Ayer A.J. The Origins of Pragmatism. Studies in the Philosophy of Ch.S. Peirce and W. James. L., 1968.

Boler J.F. Charles Peirce and Scholastic Realism. Seattle, 1963.

Colapietro V. Charles Sanders Peirce // A Companion to Pragmatism / Ed. by J.R. Shook and J. Margolis. Malden, 2009. P. 13–29.

Forster P. Peirce and the Threat of Nominalism. Cambridge, 2011.

Hookway C. Peirce. L., 1985.

Hookway C. The Pragmatic Maxim: Essays on Peirce and Pragmatism. Oxford, 2012.

Hookway C. Truth, Rationality, and Pragmatism: Themes from Peirce. Oxford, 2003.

Misak C. Cambridge Pragmatism: From Peirce and James to Ramsey and Wittgenstein. Oxford, 2016.

Peirce and Contemporary Thought: Philosophical Inquiries / Ed. by K. Ketner. N.Y., 1995.

Perspectives on Peirce: Critical Essays on Charles Sanders Peirce / Ed. by R.J. Bernstein. New Haven, 1965.

Rescher N. Peirce's Philosophy of Science: Critical Studies in His Theory of Introduction and Scientific Method. Notre Dame, 1978.

Rosenthal S. Charles Peirce's Pragmatic Pluralism. Albany, 1994.

Studies in the Philosophy of Ch.S. Peirse / Ed. by P. Weiner and F. Young. Cambridge (Mass.), 1952.

The Cambridge Companion to Peirce / Ed. by C. Misak. Cambridge (Mass.), 2004.

The Relevance of Charles Peirce / Ed. by E. Freeman. La Salle, 1999.

Брент Дж. Чарльз Сандерс Пирс: Жизнь // Логос. 2004. № 3–4. С. 231–278.

Кирющенко В. Чарльз Сандерс Пирс, или Оса в бутылке. Введение в интеллектуальную историю Америки. М., 2008.

Кирющенко В. Язык и знак в прагматизме. СПб., 2008.

Мельвиль Ю. Ч. Пирс и прагматизм. М., 1968.

Нёт В. Чарлз Сандерс Пирс // Критика и семиотика. 2001. Вып. 3–4. С. 5–32.

Пассмор Дж. Сто лет философии. М., 1998. С. 419–427.

Порус В. Чарлз Пирс и современная «философия науки» // Вопросы философии. 1982. № 3. С. 137–144.

Юлина Н. Философская мысль в США. ХХ век. М., 2010. С. 39–62 (ч. I, гл. 2).

Основные идеи философии У. Джеймса

Вышедшая в 1907 г. книга ученика и последователя Пирса У. Джеймса «Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления» (в рус. пер. 1910) сыграла важную роль в развитии прагматизма. В основе философского противостояния метафизиков-идеалистов («людей принципов») и эмпириков-материалистов («людей фактов») Джеймс усматривал различие двух психологических типов – «мягкого» и «жесткого» темпераментов. Как метод «улаживания философских споров» прагматизм представляет собой via media – «средний, примиряющий путь философии» между интеллектуализмом и сенсуализмом. Исходным для Джеймса является понятие опыта, охватывающее все, что составляет актуальное содержание человеческой жизни: предметы и их отношения, физические и ментальные состояния, идеи и верования. Сама реальность в конечном счете отождествляется с опытом, «потоком жизни». Какие-либо внеопытные (сверхэмпирические) источники знания Джеймс отвергает, называя свой эмпиризм радикальным. Такой радикализм позволяет ему преодолеть картезианскую дихотомию субъективного и объективного. По мнению Джеймса, задаваться вопросом, что в нашем чувственном восприятии и познании дается объективно, а что прибавляется нами самими, столь же бессмысленно, как рассуждать о том, какая нога важнее для человека – левая или правая. «Образует ли река свои берега, или же, наоборот, берега образуют реку? Ходит ли человек больше правой ногой или левой? Точно так же невозможно отделить в развитии нашего познания объективный (real) фактор от фактора субъективного (human)» [James, 1907, p. 250–251].

Джеймс принимает определение истины как «соответствия с действительностью», однако «соответствие» не означает у него репрезентации объективной реальности. Познание – не пассивное отражение (репрезентация), а активный процесс производства знания и его практического использования. «Благодаря нашему разуму реальность получает свое завершение... Целью человеческого мышления, его действительным назначением (the use) является… изменение мира» [James, 1967, p. 448]. Всякая идея, которая помогает нам оперировать (теоретически или практически) с известной реальностью и целесообразно воздействовать на нее, в достаточной мере ей «соответствует», убежден Джеймс. Истина – лишь родовое название для всех видов рабочих ценностей в опыте, «удобное (expedient) в образе нашего мышления», «то, во что нам было бы лучше верить». Подчеркивая, что истинными в указанном смысле могут быть не только научные утверждения и гипотезы, но и религиозные положения, Джеймс говорил о «ценности Бога» – «the worth of a God» [James, 1907, p. 97; Джемс, 1910, с. 63]. Такая интерпретация прагматизма не встретила понимания у Пирса, который вскоре отказался от термина «прагматизм» и назвал свою философскую концепцию «прагматицизмом».

James W. Pragmatism: A New Name for Some Old Ways of Thinking. N.Y., 1907.

The Works of William James: 17 Vols. / Ed. by F.H. Burkhardt, F. Bowers, I.K. Skrupskelis. Cambridge (Mass.), 1975–1988.

The Writings of William James: A Comprehensive Edition / Ed. by J. McDermott. N.Y., 1967.

Джемс У. Воля в вере. М., 1997.

Джемс У. Вселенная с плюралистической точки зрения. M., 1911.

Джемс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993.

Джемс У. Прагматизм: Новое название для некоторых старых методов мышления. СПб., 1910.

Gale R.M. The Philosophy of William James: An Introduction. Cambridge (Mass.), 2004.

Myers G. William James: His Life and Thought. New Haven, 1986.

One Hundred Years of Pragmatism: William James’s Revolutionary Philosophy / Ed. by J. Stuhr. Bloomington, 2010.

Perry R.B. The Thought and Character of William James. Boston, 1935.

Putnam H., Putnam R.A. Pragmatism as a Way of Life: The Lasting Legacy of William James and John Dewey / Ed. by D. Macarthur. Cambridge (Mass.), 2017.

Royce J. William James and Other Essays on the Philosophy of Life. N.Y., 1911.

Slater M.R. William James on Ethics and Faith. Cambridge, 2009.

Suckiel E.K. William James // A Companion to Pragmatism / Ed. by J.R. Shook, J. Margolis. Malden, 2009. P. 30–43.

Taylor C. Varieties of Religion Today: William James Revisited. Cambridge (Mass.), 2002.

The Cambridge Companion to William James / Ed. by R.A. Putnam. Cambridge (Mass.), 1997.

Whitehead D. William James, Pragmatism, and American Culture. Bloomington, 2015.

Wild J. The Radical Empiricism of William James. N.Y., 1969.

Асмус В. Алогизм Уильяма Джемса // Асмус В. Историко-философские этюды. М., 1984. С. 262–300.

Гавин У. Уильям Джеймс // Американская философия. Введение / Ред. А.Т. Марсубян, Дж. Райдер. М., 2008. С. 157–179.

Джохадзе И.Д. «Прагматизм» У. Джеймса: основные идеи и их развитие // Философский журнал. 2015. Т. 8. № 2. С. 31–43.

Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 2001. С. 933–941 (кн. 3, гл. 29).

Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Уильям Джеймс и психология сознания. СПб., 2007.

Эрн В. Размышления о прагматизме // Эрн В. Сочинения. М., 1991. С. 15–34.

Юлина Н. Очерки по философии в США. ХХ век. М., 1999. С. 28–43 (ч. I, гл. 2).

Инструментализм Дж. Дьюи

В разработке «инструменталистской» теории экспериментально-логического исследования Дж. Дьюи целиком опирался на идеи Пирса и Джеймса. «Сомнение», которое у Пирса носило в значительной степени субъективный характер, трансформируется у Дьюи в «проблематическую» (экзистенциально неопределенную) ситуацию, а понятие «верование» с его психологическими и, возможно, релятивистскими коннотациями заменяется термином «обоснованное утверждение» (warranted assertion). «Исследование производит экзистенциальное преобразование и реконструкцию материала опыта... с целью превращения неопределенной проблематической ситуации в определенную, твердо решенную» [Dewey, 1938, p. 159]. Идеи полезны, когда они обоснованны (warranted) – подходят к некоторой проблематической ситуации, как ключ подхо­дит к замку или инструмент к материалу, помогая решить задачу. Удовлетворение, доставляемое решением, не есть личное удовлетворение индивида (как обычно толкуют прагматическую теорию ее противники), но конгруэнтность требованиям и аспектам самой проблемы. Это различие между сомнением и сомнительностью, желаемым и желательным, ценимым и ценным принципиально важно для Дьюи: оно служит ему защитой от обвинений в субъективизме [Dewey, 1946, p. 343–344].

В исследовании Дьюи выделил пять «логических этапов», или ступеней: 1) осознание затруднения; 2) определение проблемы, прояснение ее содержания и границ; 3) выдвижение гипотезы или проекта решения; 4) критическое рассмотрение гипотезы; 5) эксперимент. Знанием «в собственном смысле» наука, по мнению Дьюи, становится «только став прикладной». В прославлении чистого знания, философского или научного, он усматривает «желание убежать от действительности». Истинная чистота разума и познания – «это исключительно моральный вопрос, вопрос честности, беспристрастности и широты устремлений, отражающихся как на ходе исследования, так и на характере коммуникации» [Dewey, 1954, p. 175]. Не будучи эмотивистом, Дьюи тем не менее отвергал кантианский «миф» об универсальной и транскультурной морали. Каждая «моральная ситуация», говорил он, уникальна и «имеет свое незаменимое благо» [Dewey, 1957, p. 163]. Общие положения этики, как и науки, суть гипотезы, отражающие результаты опыта и задающие направление действиям. Моральные истины, следовательно, должны устанавливаться с использованием логических средств и инструментария, применяемых в научном исследовании. Проблема этической объективности, по мнению Дьюи, восходит к вопросу о том, возможно ли со стороны моральных суждений «разумное руководство нашим поведением в жизни». Объективны те принципы, нормы и ценности, которые отвечают данному критерию. Социально-философские и этические воззрения Дьюи оказали влияние на прагматический натурализм С. Хука и интеракционизм Дж.Г. Мида.

Dewey J. Problems of Men. N.Y., 1946.

Dewey J. Reconstruction in Philosophy. Boston, 1957.

Dewey J. The Public and Its Problems. Denver, 1954.

Dewey J. Logic: The Theory of Inquiry. N.Y., 1938.

The Collected Works of John Dewey: 37 Vols. / Ed. by J.A. Boydston. Carbondale, 1972–1985.

The Essential Dewey: 2 Vols. / Ed. by L. Hickman, T. Alexander. Bloomington, 1998.

Дьюи Дж. Демократия и образование. М., 2000.

Дьюи Дж. Общество и его проблемы. М., 2002.

Дьюи Дж. Реконструкция в философии. М., 2001.

Bernstein R.J. John Dewey. N.Y., 1967.

Geiger G.R. John Dewey in Perspective. N.Y., 1958.

Hildebrand D.L. Beyond Realism and Antirealism: John Dewey and the Neopragmatists. Nashville, 2003.

Jackson P.W. John Dewey // A Companion to Pragmatism / Ed. by J.R. Shook, J. Margolis. Malden, 2009. P. 54–66.

John Dewey's Educational Philosophy in International Perspective: A New Democracy for the Twenty-First Century / Ed. by L. Hickman, G. Spadafora. Carbondale, 2009.

John Dewey: Philosopher of Science and Freedom / Ed. by S. Hook. N.Y., 1950.

Putnam H. Renewing Philosophy. Cambridge; L., 1992. P. 180–200 (ch. 9).

Putnam H., Putnam R.A. Pragmatism as a Way of Life: The Lasting Legacy of William James and John Dewey / Ed. by D. Macarthur. Cambridge (Mass.), 2017.

Rorty R. Dewey Between Hegel and Darwin // Rorty and Pragmatism / Ed. by H.J. Saatkamp. Nashville, 1995. P. 1–15.

The Philosophy of John Dewey / Ed. by J. McDermott. Chicago, 1981.

Westbrook R.B. John Dewey and American Democracy. Ithaca, 1991.

White M. The Origin of Dewey’s Instrumentalism. N.Y., 1943.

Зотов А., Мельвиль Ю. Западная философия XX века. М., 1998. С. 41–63 (гл. 1).

Павлова Л. Исследование как кредо жизни и философии // Дьюи Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека. М., 2003. С. 451–467.

Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 2001. С. 942–952 (кн. 3, гл. 30).

Сидоров И. Философия действия в США: от Эмерсона до Дьюи. Л., 1989.

Хикман Л. Джон Дьюи // Американская философия. Введение / Ред. А.Т. Марсубян, Дж. Райдер. М., 2008. С. 233–257.

Шарвадзе Б. Философия Джона Дьюи. Тб., 1998.

Юлина Н. Философская мысль в США. ХХ век. М., 2010. С. 157–192 (ч. I, гл. 6).

Гуманизм Ф.К.С. Шиллера

Заметный вклад в развитие и популяризацию прагматизма внес англичанин Ф. К.С. Шиллер, с 1929 г. проф. университета Лос-Анджелеса. Выступив с критикой позитивистской философии за «научное абстрагирование от субъекта», Шиллер разработал собственный вариант прагматизма, который назвал «гуманизмом». В основе его лежит представление о человеке как «мере всего сущего» (тезис «прагматиста avant la lettre» Протагора), выдвигаемое против «древнего предрассудка», согласно которому «может быть только одна-единственная универсальная истина, одинаковая для всех» [Schiller, 1939, p. 182]. Теории как научные, так и философские, создаются «для употребления», и потому должны преследовать не метафизические, а практические цели, считал Шиллер. Объективной реальности, независимой от субъекта, не существует. «Реальный мир – это наш мир, измеримый нашими мерами» [Ibid.]. Единственным надежным критерием истины объявляется полезность идеи (ее «благие» последствия): «Истина всегда есть... благо в силу самого своего генезиса» [Schiller, 1934, p. 187]. Шиллер, которого Б. Рассел называл «одним из трех основателей прагматизма» (наряду с У. Джеймсом и Дж. Дьюи), при жизни пользовался известностью, однако после смерти был почти забыт.

Schiller F.C.S. Logic for Use. L., 1929.

Schiller F.C.S. Must Philosophers Disagree? And Other Essays in Popular Philosophy. L., 1934.

Schiller F.C.S. Our Human Truths. N.Y., 1939.

Schiller F.C.S. Studies in Humanism. L.; N.Y., 1907.

Шиллер Ф.К.С. Наши человеческие истины. М., 2003.

De Waal C. On Pragmatism. Belmont, 2004.

Humanistic Pragmatism: The Philosophy of F.C.S. Schiller / Ed. by R. Abel. N.Y.: 1966.

Porrovecchio M. F.C.S. Schiller and the Dawn of Pragmatism. Lanham, 2011.

Shook J.R. F.C.S. Schiller and European Pragmatism // A Companion to Pragmatism / Ed. by J.R. Shook and J. Margolis. Malden, 2009. P. 44–53.

Развитие прагматизма в 1940–1970-е гг.

К середине 1940-х гг. прагматизм был вытеснен с авансцены академической жизни США неопозитивизмом, в дальнейшем – философией логического и лингвистического анализа. В университетской среде закрепилось суждение о прагматизме (особенно в джеймсовой вариации) как о философии «мягкой» и несистемной, без твердого теоретического ядра и методологии. Попытки отдельных энтузиастов (И. Эдмана, Х. Калена и др.) реанимировать прагматизм, адаптировать его к интеллектуальным запросам массовой публики только играли на руку критикам У. Джеймса и Дж. Дьюи, вели к дискредитации их идей и к подрыву престижа прагматизма в научном сообществе.

Однако в 1960–1970-е гг., на фоне «кризиса идентичности» в профессиональной философии США [Rorty, 1982, p. 60–71], наметилось возрождение интереса к национальной философской традиции. Активизировалась работа по переизданию классиков: многотомные собрания сочинений Дж. Дьюи (The Collected Works of John Dewey. 37 vols. Carbondale, 1972–1985) и УДжеймса (The Works of William James. 17 vols. Cambridge (Mass.), 1975–1988) финансировались правительством США и Национальным фондом гуманитарных наук. В 1965 г. появился журнал «Transactions of the Ch. S. Peirce Society», с которым сотрудничали С. Розенталь, Дж. Макдермотт, Р. Слипер, Дж. Смит, С. Хаак и др. Созданное в 1974 г. Общество по продвижению американской философии (Society for the Advancement of American Philosophy) ставило главной задачей популяризацию прагматизма.

Bernstein R.J. The Resurgence of Pragmatism // Social Research. 1992. Vol. 59. No. 4. P. 813–840.

Kloppenberg J.T. Pragmatism: An Old Name for Some New Ways of Thinking? // The Revival of Pragmatism: New Essays on Social Thought, Law, and Culture / Ed. by M. Dickstein. Durham; L., 1998. P. 83–127.

Koopman C. Pragmatism as Transition. Historicity and Hope in James, Dewey, and Rorty. N.Y., 2009.

Margolis J. Reinventing Pragmatism. Ithaca, 2002.

McDermott J. The Renascence of Classical American Philosophy // The Blackwell Guide to American Philosophy / Ed. by A. Marsoobian, J. Ryder. Malden, 2004. P. 397–406.

Rorty R. Consequences of Pragmatism. Minneapolis, 1982.

Wilson D.J. Fertile Ground: Pragmatism, Science, and Logical Positivism // Pragmatism: From Progressivism to Postmodernism / Ed. by R. Hollinger, D. Depew. Westport, 1995. P. 122–141.

Джохадзе И.Д. Прагматизм: новое вино в старых мехах? // Западная философия конца ХХ – начала XXI в. Идеи. Проблемы. Тенденции / Отв. ред. И.И. Блауберг. М., 2012. С. 107–121.

Юлина Н. Философская мысль в США. ХХ век. М., 2010. С. 251–272, 486–518 (ч. II, гл. 1, 6).

«К восстановлению единства в философии» М. Уайта

В 1956 г. вышла в свет книга Мортона Уайта «Toward Reunion in Philosophy» с критикой «эпистемологического формализма» и призывом к «восстановлению единства в философии» – новому синтезу позитивизма и этически ориентированного прагматизма. Онтология, логика и этика внутренне связаны, полагал Уайт, а дихотомия фактов и ценностей (fact/value dichotomy) является ложной. Анализ фактуальных высказываний показывает наличие в них этической компоненты. Вывод Уайта: постэмпиристская философия «должна пойти дальше ортодоксального логического позитивизма, аналитического платонизма и прагматизма, опираясь на то, что можно извлечь из рефлексии об этическом рассуждении» [White, 1956, p. 20]. Эта программа была отчасти реализована в концепциях У. Куайна, У. Селларса и Н. Гудмена.

White M. Philosophy of Culture: The Scope of Holistic Pragmatism. Princeton, 2002.

White M. Pragmatism and the American Mind. L., 1973.

White M. Toward Reunion in Philosophy. Cambridge (Mass.), 1956.

Pihlström S. Morton White’s Philosophy of Culture: Holistic Pragmatism and Interdisciplinary Inquiry // Human Affairs. 2011. Vol. 21. No. 2. P. 140–156.

Sinclair R. Morton White’s Moral Pragmatism // Cognitio. 2011. Vol. 12. No. 1. P. 143–155.

Антисери Д., Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. СПб., 1997. С. 717–720 (гл. 40, § 3).

Логинов Е. Прагматизм, тождество и свобода воли // Логос. 2016. Т. 26. № 5. С. 243–277.

Холизм У. Куайна

Уиллард Куайн в статье «Две догмы эмпиризма» (1951) выдвинул прагматистские аргументы против дихотомии синтетических и аналитических высказываний (т.е. предложений, имеющих эмпирическое содержание, и предложений, истинных «в силу значения и независимо от фактов»), а также догмы редукционизма (убеждения в том, что каждое значимое высказывание эквивалентно некоторой конструкции из терминов, указывающих на непосредственный опыт). Источник этих эмпиристских догм Куайн усматривал в ошибочной установке неопозитивистов, исследовавших предложения изолированно, отвлекаясь от их роли в контексте языковой системы или концептуальной схемы. Верификации должны подлежать не отдельные элементы теории, а вся теория как система взаимосвязанных предложений (холистический тезис Дюгема – Куайна). Словарь (терминологический инструментарий) естественных наук, по мнению Куайна, не имеет никаких эпистемологических преимуществ перед словарями религии, мифологии или литературы; его применение оправдано лишь прагматически. Объекты физики как «неустранимые постулируемые сущности» (irreducible posits) сравнимы с богами или мифологическими героями. «Они различаются только по степени, а не по природе. Оба вида сущностей входят в нашу концепцию только в качестве культурных постулатов. Миф о физических объектах эпистемологически лучше большинства других тем, что он доказал большую эффективность как инструмент для разработки управляемой структуры в потоке опыта» [Quine, 1953, p. 44].

Quine W.V.O. From a Logical Point of View. Cambridge (Mass.), 1953.

Quine W.V.O. Ontological Relativity and Other Essays. N.Y., 1969.

Quine W.V.O. Word and Object. Cambridge (Mass.), 1960.

Куайн У. Преследуя истину. М., 2014.

Куайн У. С точки зрения логики. М., 2010.

Куайн У. Слово и объект. М., 2000.

Gibson R. W.V. Quine // A Companion to Pragmatism / Ed. by J.R. Shook and J. Margolis. Malden, 2009. P. 101–107.

Glock H.-J. Quine and Davidson on Language, Thought and Reality. Cambridge, 2003.

Hylton P. Quine. L., 2007.

On Quine: New Essays / Ed. by P. Leonardi, M. Santambrogio. Cambridge (Mass.), 1995.

The Cambridge Companion to Quine / Ed. by R. Gibson. Cambridge, 2004.

The Philosophy of W.V. Quine / Ed. by L.E. Hahn, P.A. Schilpp. La Salle, 1986.

Аналитическая философия / Ред. М. Лебедев, А. Черняк. М., 2006. С. 428–467 (гл. 8).

Дмитриев Т. Уиллард Куайн // Философы двадцатого века / Отв. ред. И. Вдовина. Кн. 2. М., 2004. С. 158–179.

Макеева Л. Язык, онтология и реализм. М., 2011. С. 78–112 (ч. I, гл. 2).

Маникас П. Уиллард Ван Орман Куайн // Американская философия. Введение / Ред. А.Т. Марсубян, Дж. Райдер. М., 2008. С. 355–377.

Никоненко С. Аналитическая философия: основные концепции. СПб., 2007. С. 335–349 (гл. VII, § 1).

CP — Collected Papers of Ch.S. Peirce / Ed. by Ch. Hartshorne, P. Weiss and A. Burks. Vol. I–VIII. Cambridge (Mass.), 1931–1935, 1958.

Dewey J. Problems of Men. N.Y., 1946.

Dewey J. Reconstruction in Philosophy. Boston, 1957.

Dewey J. The Public and Its Problems. Denver, 1954.

Dewey J. Logic: The Theory of Inquiry. N.Y., 1938.

James W. Pragmatism: A New Name for Some Old Ways of Thinking. N.Y., 1907.

Quine W.V.O. From a Logical Point of View. Cambridge (Mass.), 1953.

Quine W.V.O. Ontological Relativity and Other Essays. N.Y., 1969.

Quine W.V.O. Word and Object. Cambridge (Mass.), 1960.

Schiller F.C.S. Logic for Use. L., 1929.

Schiller F.C.S. Must Philosophers Disagree? And Other Essays in Popular Philosophy. L., 1934.

Schiller F.C.S. Our Human Truths. N.Y., 1939.

Schiller F.C.S. Studies in Humanism. L.; N.Y., 1907.

The Collected Works of John Dewey: 37 Vols. / Ed. by J.A. Boydston. Carbondale, 1972–1985.

The Essential Dewey: 2 Vols. / Ed. by L. Hickman, T. Alexander. Bloomington, 1998.

The Essential Peirce. Selected Philosophical Writings / Ed. by N. Houser and C. Kloesel. Bloomington, 1992–1998.

The Works of William James: 17 Vols. / Ed. by F.H. Burkhardt, F. Bowers, I.K. Skrupskelis. Cambridge (Mass.), 1975–1988.

The Writings of William James: A Comprehensive Edition / Ed. by J. McDermott. N.Y., 1967.

White M. Philosophy of Culture: The Scope of Holistic Pragmatism. Princeton, 2002.

White M. Pragmatism and the American Mind. L., 1973.

White M. Toward Reunion in Philosophy. Cambridge (Mass.), 1956.

Джемс У. Воля в вере. М., 1997.

Джемс У. Вселенная с плюралистической точки зрения. M., 1911.

Джемс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993.

Джемс У. Прагматизм: Новое название для некоторых старых методов мышления. СПб., 1910.

Дьюи Дж. Демократия и образование. М., 2000.

Дьюи Дж. Общество и его проблемы. М., 2002.

Дьюи Дж. Реконструкция в философии. М., 2001.

Куайн У. Преследуя истину. М., 2014.

Куайн У. С точки зрения логики. М., 2010.

Куайн У. Слово и объект. М., 2000.

Пирс Ч.С. Избранные философские произведения. М., 2000.

Пирс Ч.С. Начала прагматизма. СПб., 2000.

Пирс Ч.С. Рассуждение и логика вещей. М., 2005.

Шиллер Ф.К.С. Наши человеческие истины. М., 2003.

Almeder R. The Philosophy of Charles S. Peirce: A Critical Introduction. Oxford, 1980.

Apel K.-O. Charles S. Peirce: From Pragmatism to Pragmaticism. Amherst, 1981.

Ayer A.J. The Origins of Pragmatism. Studies in the Philosophy of Ch.S. Peirce and W. James. L., 1968.

Bernstein R.J. John Dewey. N.Y., 1967.

Bernstein R.J. The Resurgence of Pragmatism // Social Research. 1992. Vol. 59. No. 4. P. 813–840.

Boler J.F. Charles Peirce and Scholastic Realism. Seattle, 1963.

Colapietro V. Charles Sanders Peirce // A Companion to Pragmatism / Ed. by J.R. Shook and J. Margolis. Malden, 2009. P. 13–29.

De Waal C. On Pragmatism. Belmont, 2004.

Fisch M.H. Was There a Metaphysical Club in Cambridge? // Studies in the Philosophy of Charles Sanders Peirce / Ed. by E.C. Moore, R.S. Robin. Amherst, 1964. P. 3–32.

Forster P. Peirce and the Threat of Nominalism. Cambridge, 2011.

Gale R.M. The Philosophy of William James: An Introduction. Cambridge (Mass.), 2004.

Geiger G.R. John Dewey in Perspective. N.Y., 1958.

Gibson R. W.V. Quine // A Companion to Pragmatism / Ed. by J.R. Shook and J. Margolis. Malden, 2009. P. 101–107.

Glock H.-J. Quine and Davidson on Language, Thought and Reality. Cambridge, 2003.

Hildebrand D.L. Beyond Realism and Antirealism: John Dewey and the Neopragmatists. Nashville, 2003.

Hookway C. Peirce. L., 1985.

Hookway C. The Pragmatic Maxim: Essays on Peirce and Pragmatism. Oxford, 2012.

Hookway C. Truth, Rationality, and Pragmatism: Themes from Peirce. Oxford, 2003.

Humanistic Pragmatism: The Philosophy of F.C.S. Schiller / Ed. by R. Abel. N.Y.: 1966.

Hylton P. Quine. L., 2007.

Jackson P.W. John Dewey // A Companion to Pragmatism / Ed. by J.R. Shook, J. Margolis. Malden, 2009. P. 54–66.

John Dewey's Educational Philosophy in International Perspective: A New Democracy for the Twenty-First Century / Ed. by L. Hickman, G. Spadafora. Carbondale, 2009.

John Dewey: Philosopher of Science and Freedom / Ed. by S. Hook. N.Y., 1950.

Kloppenberg J.T. Pragmatism: An Old Name for Some New Ways of Thinking? // The Revival of Pragmatism: New Essays on Social Thought, Law, and Culture / Ed. by M. Dickstein. Durham; L., 1998. P. 83–127.

Koopman C. Pragmatism as Transition. Historicity and Hope in James, Dewey, and Rorty. N.Y., 2009.

Margolis J. Reinventing Pragmatism. Ithaca, 2002.

McDermott J. The Renascence of Classical American Philosophy // The Blackwell Guide to American Philosophy / Ed. by A. Marsoobian, J. Ryder. Malden, 2004. P. 397–406.

Menand L. The Metaphysical Club: A Story of Ideas in America. N.Y., 2001.

Misak C. Cambridge Pragmatism: From Peirce and James to Ramsey and Wittgenstein. Oxford, 2016.

Myers G. William James: His Life and Thought. New Haven, 1986.

On Quine: New Essays / Ed. by P. Leonardi, M. Santambrogio. Cambridge (Mass.), 1995.

One Hundred Years of Pragmatism: William James’s Revolutionary Philosophy / Ed. by J. Stuhr. Bloomington, 2010.

Peirce and Contemporary Thought: Philosophical Inquiries / Ed. by K. Ketner. N.Y., 1995.

Perry R.B. The Thought and Character of William James. Boston, 1935.

Perspectives on Peirce: Critical Essays on Charles Sanders Peirce / Ed. by R.J. Bernstein. New Haven, 1965.

Pihlström S. Morton White’s Philosophy of Culture: Holistic Pragmatism and Interdisciplinary Inquiry // Human Affairs. 2011. Vol. 21. No. 2. P. 140–156.

Porrovecchio M. F.C.S. Schiller and the Dawn of Pragmatism. Lanham, 2011.

Putnam H. Renewing Philosophy. Cambridge; L., 1992. P. 180–200 (ch. 9).

Putnam H., Putnam R.A. Pragmatism as a Way of Life: The Lasting Legacy of William James and John Dewey / Ed. by D. Macarthur. Cambridge (Mass.), 2017.

Rescher N. Peirce's Philosophy of Science: Critical Studies in His Theory of Introduction and Scientific Method. Notre Dame, 1978.

Rorty R. Consequences of Pragmatism. Minneapolis, 1982.

Rorty R. Dewey Between Hegel and Darwin // Rorty and Pragmatism / Ed. by H.J. Saatkamp. Nashville, 1995. P. 1–15.

Rosenthal S. Charles Peirce's Pragmatic Pluralism. Albany, 1994.

Royce J. William James and Other Essays on the Philosophy of Life. N.Y., 1911.

Shook J.R. F.C.S. Schiller and European Pragmatism // A Companion to Pragmatism / Ed. by J.R. Shook and J. Margolis. Malden, 2009. P. 44–53.

Sinclair R. Morton White’s Moral Pragmatism // Cognitio. 2011. Vol. 12. No. 1. P. 143–155.

Slater M.R. William James on Ethics and Faith. Cambridge, 2009.

Studies in the Philosophy of Ch.S. Peirse / Ed. by P. Weiner and F. Young. Cambridge (Mass.), 1952.

Suckiel E.K. William James // A Companion to Pragmatism / Ed. by J.R. Shook, J. Margolis. Malden, 2009. P. 30–43.

Taylor C. Varieties of Religion Today: William James Revisited. Cambridge (Mass.), 2002.

The Cambridge Companion to Peirce / Ed. by C. Misak. Cambridge (Mass.), 2004.

The Cambridge Companion to Quine / Ed. by R. Gibson. Cambridge, 2004.

The Cambridge Companion to William James / Ed. by R.A. Putnam. Cambridge (Mass.), 1997.

The Philosophy of John Dewey / Ed. by J. McDermott. Chicago, 1981.

The Philosophy of W.V. Quine / Ed. by L.E. Hahn, P.A. Schilpp. La Salle, 1986.

The Relevance of Charles Peirce / Ed. by E. Freeman. La Salle, 1999.

Westbrook R.B. John Dewey and American Democracy. Ithaca, 1991.

Whitehead D. William James, Pragmatism, and American Culture. Bloomington, 2015.

White M. The Origin of Dewey’s Instrumentalism. N.Y., 1943.

Wiener P. Evolution and the Founders of Pragmatism. Cambridge (Mass.), 1949.

Wild J. The Radical Empiricism of William James. N.Y., 1969.

Wilson D.J. Fertile Ground: Pragmatism, Science, and Logical Positivism // Pragmatism: From Progressivism to Postmodernism / Ed. by R. Hollinger, D. Depew. Westport, 1995. P. 122–141.

Аналитическая философия / Ред. М. Лебедев, А. Черняк. М., 2006. С. 428–467 (гл. 8).

Антисери Д., Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. СПб., 1997. С. 717–720 (гл. 40, § 3).

Асмус В. Алогизм Уильяма Джемса // Асмус В. Историко-философские этюды. М., 1984. С. 262–300.

Брент Дж. Чарльз Сандерс Пирс: Жизнь // Логос. 2004. № 3–4. С. 231–278.

Гавин У. Уильям Джеймс // Американская философия. Введение / Ред. А.Т. Марсубян, Дж. Райдер. М., 2008. С. 157–179.

Грязнов А. У истоков прагматизма // Вопросы философии. 1996. № 12. С. 103–105.

Джохадзе И.Д. Прагматизм: новое вино в старых мехах? // Западная философия конца ХХ – начала XXI в. Идеи. Проблемы. Тенденции / Отв. ред. И.И. Блауберг. М., 2012. С. 107–121.

Джохадзе И.Д. «Прагматизм» У. Джеймса: основные идеи и их развитие // Философский журнал. 2015. Т. 8. № 2. С. 31–43.

Дмитриев Т. Уиллард Куайн // Философы двадцатого века / Отв. ред. И. Вдовина. Кн. 2. М., 2004. С. 158–179.

Зотов А., Мельвиль Ю. Западная философия XX века. М., 1998. С. 41–63 (гл. 1).

Кирющенко В. Чарльз Сандерс Пирс, или Оса в бутылке. Введение в интеллектуальную историю Америки. М., 2008.

Кирющенко В. Язык и знак в прагматизме. СПб., 2008.

Логинов Е. Прагматизм, тождество и свобода воли // Логос. 2016. Т. 26. № 5. С. 243–277.

Макеева Л. Язык, онтология и реализм. М., 2011. С. 78–112 (ч. I, гл. 2).

Маникас П. Уиллард Ван Орман Куайн // Американская философия. Введение / Ред. А.Т. Марсубян, Дж. Райдер. М., 2008. С. 355–377.

Мельвиль Ю. Ч. Пирс и прагматизм. М., 1968.

Никоненко С. Аналитическая философия: основные концепции. СПб., 2007. С. 335–349 (гл. VII, § 1).

Нёт В. Чарлз Сандерс Пирс // Критика и семиотика. 2001. Вып. 3–4. С. 5–32.

Павлова Л. Исследование как кредо жизни и философии // Дьюи Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека. М., 2003. С. 451–467.

Пассмор Дж. Сто лет философии. М., 1998. С. 419–427.

Порус В. Чарлз Пирс и современная «философия науки» // Вопросы философии. 1982. № 3. С. 137–144.

Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 2001. С. 933–941 (кн. 3, гл. 29).

Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 2001. С. 942–952 (кн. 3, гл. 30).

Сидоров И. Философия действия в США: от Эмерсона до Дьюи. Л., 1989.

Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Уильям Джеймс и психология сознания. СПб., 2007.

Хикман Л. Джон Дьюи // Американская философия. Введение / Ред. А.Т. Марсубян, Дж. Райдер. М., 2008. С. 233–257.

Шарвадзе Б. Философия Джона Дьюи. Тб., 1998.

Эрн В. Размышления о прагматизме // Эрн В. Сочинения. М., 1991. С. 15–34.

Юлина Н. Философская мысль в США. ХХ век. М., 2010. С. 17–38 (ч. I, гл. 1).

Юлина Н. Философская мысль в США. ХХ век. М., 2010. С. 251–272, 486–518 (ч. II, гл. 1, 6).

Юлина Н. Философская мысль в США. ХХ век. М., 2010. С. 39–62 (ч. I, гл. 2).

Юлина Н. Философская мысль в США. ХХ век. М., 2010. С. 157–192 (ч. I, гл. 6).

Юлина Н. Очерки по философии в США. ХХ век. М., 1999. С. 28–43 (ч. I, гл. 2).

Джохадзе И.Д.