Оккам Уильям

Electronic philosophical encyclopedia article
share the uri

Биография и сочинения Уильяма Оккама

Оккам Уильям (лат. Gulielmus Occamus, также Ockham или Occam) (ок. 1285, Оккам, графство Суррей, Англия – 1347, Мюнхен) – средневековый логик, философ и теолог. Монах-францисканец. В схоластической традиции известен как Venerabilis inceptor (Досточтимый начинатель).

Оккам родился в деревне неподалеку от Лондона, еще в детстве был отдан на попечение монахам-францисканцам и принял постриг приблизительно в возрасте четырнадцати лет. Вероятно, начальное образование он получил в орденской монастырской школе в Лондоне; в 1306 был посвящен в сан иподиакона архиепископом Робертом Уинчелси. Около 1310 был направлен изучать теологию в Оксфордский университет, где получил степень бакалавра. Между 1317 и 1319 читал в Оксфорде лекции по «Сентенциям» Петра Ломбардского, но магистром теологии так и не стал (отсюда его прозвание «Досточтимый начинатель»: «начинателями» называли бакалавров-соискателей магистерской степени). В 1320 или 1321 Оккама отозвали из Оксфорда; наиболее вероятно, что он получил должность преподавателя в той же лондонской монастырской школе, где в свое время учился сам. Возможно, Оккам собирался возобновить свою карьеру в Оксфорде, но около 1324 против него были выдвинуты обвинения в ереси (обычно их связывают с именем теолога Джона Лютерелла, который с 1317 по 1322 занимал должность канцлера Оксфордского университета и лишился ее из-за конфликта с преподавателями). Оккама вызвали в Авиньон, где тогда находился папский двор, для судебного разбирательства. Специальная комиссия (куда входил и Лютерелл), изучив его комментарий к «Сентенциям», обнаружила более пятидесяти тезисов, которые, по ее мнению, были ошибочными или еретическими. Тем не менее официального осуждения не последовало, поскольку последнее слово оставалось за папой, а тот не торопился с решением.

Находясь в Авиньоне и ожидая вынесения приговора по своему делу, Оккам стал сначала свидетелем, а затем и активным участником дебатов об апостольской бедности, которые развернулись между генералом францисканского ордена Михаилом Чезенским и папой Иоанном XXII. Источником этого спора было принципиальное для францисканцев учение о том, что Христос и апостолы не имели совершенно никакой собственности и что подлинное подражание Христу заключается в отказе от любого имущества. Соответственно, имущество, оказавшееся в распоряжении ордена, принадлежит не ему, но церкви, а орден лишь пользуется им. В 1323 папа Иоанн XXII объявил саму идею о том, что апостолы не могли владеть собственностью, еретической и потребовал, чтобы орден вступил во владение своим имуществом. В том же году на генеральном капитуле францисканцев в Перудже большинство монахов во главе с Михаилом Чезенским открыто выступило против папы. Вскоре Михаил вместе с наиболее влиятельными его сторонниками были вызваны в Авиньон, где он смог привлечь на свою сторону находившегося там Оккама, ставшего одним из самых ревностных защитников принципа апостольской бедности. В 1328 Иоанн XXII, желая отстранить Михаила Чезенского от должности, объявил о созыве генерального капитула францисканцев, на котором предполагалось избрать нового главу ордена. Михаил и ряд его ближайших сторонников, включая Оккама, решили бежать из Авиньона и 26 мая 1328 г. покинули город. В поисках поддержки они обратились к германскому императору Людвигу Баварскому, также непримиримому противнику Иоанна XXII. В 1330 Оккам прибыл ко двору Людвига в Мюнхен, где, согласно хронике, обратился к нему со словами: «О, император, защищай меня мечом, а я буду защищать тебя словом». В Мюнхене Оккам оставался до конца своей жизни; здесь он, выполняя обещание, данное Людвигу, написал значительное число работ политического характера, в которых отстаивал независимость светской власти от духовной, полемизировал с Иоанном XXII и его преемниками и поддерживал императора и его союзников в их противостоянии с папством.

Творчество Оккама делится на два периода. До прибытия ко двору Людвига он работал преимущественно над теологическими и философскими темами. К этому периоду относятся два его главных труда – оксфордский комментарий к «Сентенциям» Петра Ломбардского (1317–1318) и «Сумма всей логики» («Summa totius logicae») (ок. 1324). Кроме того, между 1321 и 1324 гг. Оккам написал несколько комментариев к сочинениям Аристотеля (к «Категориям», «Об истолковании», «Софистическим опровержениям», «Физике»), «Трактат о предопределении и предзнании Богом будущих контингентных событий» («Tractatus de praedestinatione et de praescientia Dei respectu futurum contingentium») и начал работу над семью «Quodlibeta» («Вопросами на свободную тему»), отражавшими содержание диспутов, участником которых он был (вероятно, окончательную редакцию эти «Вопросы» получили уже в Авиньоне).

В мюнхенский период своей жизни Оккам писал почти исключительно на темы, связанные с актуальными политическими проблемами (взаимоотношения между светской и духовной властью, папством и империей и т.д.). В числе важнейших работ этого периода «Труд девяноста дней» («Opus nonaginta dierum») (ок. 1333), «Собрание заблуждений папы Иоанна XXII» («Compendium errorum papae Ioannis XXII») (после 1334), «Восемь вопросов о папской власти и достоинстве» («Octo quaestiones super potestate ас dignitate papali») (между 1339 и 1342), «Бревилоквий» («Breviloquium») (между 1341 и 1342), «Трактат о власти императоров и понтификов» («Tractatus de imperatorum et pontificum potestate») (ок. 1347) и, наконец, «Диалог» («Dialogus»), главный политический труд Оккама (между 1334 и 1338).

Gulielmus Occamus. Opera Philosophica in 7 vols. / Ed. G. Gal et al. St. Bonaventure, N.Y., 1974–1988.

Gulielmus Occamus. Opera Politica in 4 vols. / Ed. H. S. Offler et al. Vol. 1–3. Manchester, U.K.; Vol. 4, Oxford, 1940–1997.

Gulielmus Occamus. Opera Theologica in 10 vols. / Ed. G. Gal et al. St. Bonaventure, N.Y., 1967–1986.

Уильям Оккам. Избранное. М., 2015.

Adams M. William of Ockham. 2 vols. Notre Dame, IN, 1987.

Baudry L. Guillaume d’Occam: sa vie, ses œuvres, ses idées sociales et politiques. Paris, 1949.

Courtenay W.J. The Academic and Intellectual Worlds of Ockham // The Cambridge Companion to Ockham / Ed. by P.V. Spade. Cambridge, 1999. P. 17–30.

Spade P.V. Introduction // The Cambridge Companion to Ockham / Ed. by P.V. Spade. Cambridge, 1999. P. 1–16.

Апполонов А.В. Жизнь и творчество Уильяма Оккама // Уильям Оккам. Избранное. М., 2015. C. vii–xlvii.

Курантов А.П., Стяжкин Н.И. Оккам. М., 1978.

Номинализм Уильяма Оккама

Фундаментальная «Сумма всей логики» Оккама, как в содержательном отношении, так и в плане структурирования материала, восходит к «Органону» Аристотеля. Так, первая часть «Суммы» покрывает тематику, представленную во «Введении к “Категориям” Аристотеля» Порфирия и в самих «Категориях» (деление языка на ментальный, устный и письменный; логические термины и теория обозначения); вторая часть – тематику аристотелевского трактата «Об истолковании» (высказывания и теория истины); третья часть – тематику аристотелевских «Аналитик», «Топики» и «Софистических опровержений» (теория логического вывода, логические парадоксы, софизмы и т.д.). Однако, обращаясь к наследию Аристотеля, Оккам при этом руководствовался собственными установками, которые можно определить как номинализм и онтологический редукционизм.

Оккам отрицал реальное существование универсалий, то есть таких объектов как «человечность» или «человек вообще»: общее – не более чем «мысленный образ» (fictum) или «акт мышления» (actus intelligendi), существующий в уме человека; всегда индивидуальный сам по себе, такой образ или акт является общим только в том смысле, что может соотноситься с множеством индивидуальных объектов. То, каким образом употреблению в логике и естественном языке общих терминов и имен может соответствовать определенная объективная реальность, Оккам объяснял с помощью логической теории суппозиций («замещений», или «подстановок»). Так, например, общий термин «человек» в высказывании «человек есть живое существо» замещает и обозначает не некую реальную природу, общую для всех людей, а единичный объект, «этого вот» человека, который действительно является живым существом.

Исходя из того, что ничего общего не существует, Оккам устранил из философии темы, связанные с проблемой индивидуации (то есть с вопросом о том, как и благодаря чему «общая природа» индивидуализируется в единичных вещах). Точно так же был устранен вопрос о соотношении в индивидуальной вещи ее сущности и существования, ибо ни сущности, ни существования как особых реальностей нет, а термины «сущность» и «существование» лишь замещают в высказывании один и тот же объект – реально существующую вещь. Эти и другие идеи Оккама, связанные с его номиналистической позицией, получили широкое распространение к концу XIV в., став основой для «via moderna» («нового пути») в его противостоянии «via antiqua» («старому пути»), то есть традиционному схоластическому реализму.

Онтологический редукционизм Оккама нашел свое выражение в его знаменитой «бритве», методологическом принципе, согласно которому «не существует оснований для того, чтобы объяснять с помощью многих допущений то, что можно объяснить с помощью меньшего числа допущений». Хотя этот принцип был известен и до Оккама, однако, по-видимому, именно он был первым, кто последовательно применил его к темам традиционной метафизики. Так, в противовес традиционному пониманию аристотелевских категорий как общих родов вещей или их реальных состояний, Оккам предложил считать реальными вещи только трех категорий – субстанции, качества и отношения (причем об отношениях как об особых реальностях можно говорить только в случае отношений между лицами Троицы, таких как «отцовство», «сыновство» и «исхождение»). Активно используя «бритву», Оккам тем не менее признавал, что нечто может быть принято и «без должного основания»: это «то, что либо самоочевидно, либо познается через опыт, либо доказано авторитетом св. Писания» [Occamus, In Sent., I, d. 30, q. 1].

Gulielmus Occamus. Opera Philosophica in 7 vols. / Ed. G. Gal et al. St. Bonaventure, N.Y., 1974–1988.

Gulielmus Occamus. Opera Theologica in 10 vols. / Ed. G. Gal et al. St. Bonaventure, N.Y., 1967–1986.

Уильям Оккам. Избранное. М., 2015.

Biard J. Guillaume d’Ockham. Logique et philosophie. Paris, 1997.

Goddu A. The Physics of William of Ockham. Leiden, 1984.

Klima G. Ockhams’ Semantics and Ontology of the Categories // The Cambridge Companion to Ockham / Ed. by P.V. Spade. Cambridge, 1999. P. 118–142.

Matteo A.M. Scotus and Ockham: A Dialogue on Universals // Franciscan Studies. 1985. Vol. 45. P. 83–96.

Maurer A.A. Method in Ockham’s Nominalism // The Monist. 1978. Vol. 61. P. 426–443.

Maurer A.A. Ockham's Razor and Chatton’s Anti-Razor // Mediaeval Studies. 1984. Vol. 46. P. 463–475.

Maurer A.A. The Philosophy of William of Ockham in the Light of Its Principles. Toronto, 1999.

Michon C. Nominalisme: La théorie de la signification d’Occam. Paris, 1994.

Moody E.A. The logic of William of Ockham. N. Y., 1965.

Pelletier J.E. William Ockham on Metaphysics. The Science of Being and God. Leiden, 2012.

Read S. The Objective Being of Ockham’s Ficta // Philosophical Quarterly. 1977. Vol. 27. P. 14–31.

Spade P.V. Ockhams’ Nominalist Metaphysics // The Cambridge Companion to Ockham / Ed. by P.V. Spade. Cambridge, 1999. P. 100–117.

Апполонов А.В. Жизнь и творчество Уильяма Оккама // Уильям Оккам. Избранное. М., 2015. C. vi-xxxviii.

Курантов А.П., Стяжкин Н.И. Оккам. М., 1978.

Теория познания Уильяма Оккама

Устраняя из философии лишние сущности, Оккам отверг традиционное представление о том, что в процессе познания помимо познающего субъекта и познаваемого объекта задействовано также и некое посредствующее звено, так называемые species («виды», или «познавательные формы» объекта, которые объект запечатлевает в познающем субъекте). Когда человек познает существующую вещь как она дана ему «здесь и сейчас», он «видит или воспринимает ее непосредственно, без какого-либо посредствующего звена между ней и [познавательным] актом» [Occamus, In Sent., I, d. 27, q. 3]. Такой первичный тип знания Оккам называл интуитивным познанием (от лат. intueri «смотреть»). После того, как человек познал некий объект в акте интуитивного познания, в его разуме формируется устойчивая склонность (habitus) к данному познавательному акту, и, соответственно, разум получает возможность рассматривать этот объект даже в его отсутствии. Этот тип знания Оккам называл абстрагированным познанием, то есть отвлеченным от реального существования или несуществования познаваемого объекта.

Критическое отношение Оккама к предшествующей схоластической традиции проявилось и в его подходе к вопросу о возможностях и границах рационального богопознания. С одной стороны, Оккам соглашался с тем, что человеческий разум может познавать Бога своими собственными силами и что философия способна играть роль «служанки теологии»: «определенные положения о Боге могут быть доказаны как в рамках теологии, так и в рамках естественного познания» [Occamus, Quodl. V, q. 1]. С другой стороны, он подверг резкой критике учения о философском богопознании Фомы Аквинского и Дунса Скота. Так, Оккам отрицал возможность строгих доказательств существования Бога, основанных на понятиях первой производящей (действующей) причины, первой целевой причины и наиболее совершенного существа. Правда, он допускал возможным доказательство существования Бога путем восхождения от существующих «здесь и сейчас» вещей к некоей первой причине, которая обеспечивает их сохранение в бытии. Соглашаясь с тем, что при помощи рациональных аргументов можно со всей очевидностью показать, что так понимаемый Бог мыслит и наделен волей, Оккам сомневался в возможности доказательства того, что Он единственен, бесконечен, всемогущ и безошибочно познает будущие контингентные события. В данных вопросах следует полагаться лишь на вероятностные аргументы и на христианское Откровение.

Gulielmus Occamus. Opera Philosophica in 7 vols. / Ed. G. Gal et al. St. Bonaventure, N.Y., 1974–1988.

Gulielmus Occamus. Opera Theologica in 10 vols. / Ed. G. Gal et al. St. Bonaventure, N.Y., 1967–1986.

Уильям Оккам. Избранное. М., 2015.

Freddoso A.J. Ockham on Faith and Reason // The Cambridge Companion to Ockham / Ed. by P.V. Spade. Cambridge, 1999. P. 326–349.

Karger E. Ockham’s Misunderstood Theory of Intuitive and Abstractive Cognition // The Cambridge Companion to Ockham / Ed. by P.V. Spade. Cambridge, 1999. P. 204–226.

Krop H.A. The Self-Knowledge of God. Duns Scotus and Ockham on the Formal Object of Scientific Knowledge // Ockham and Ockhamists / Ed. by E.P. Bos, P. Egbert, H.A. Krop. Nijmegen, 1987. P. 83–92.

Pelletier J.E. William Ockham on Metaphysics. The Science of Being and God. Leiden, 2012.

Scott T.K. Ockham on Evidence, Necessity, and Intuition // Journal of the History of Philosophy. 1969. Vol. 7. P. 27–50.

Stump E. The Mechanisms of Cognition: Ockham on Mediating Species // The Cambridge Companion to Ockham / Ed. by P.V. Spade. Cambridge, 1999. P. 168–203.

Tauchau K.H. Vision and Certitude in the Age of Ockham: Optics, Epistemology and the Foundations of Semantics, 1250–1345. Leiden, 1998.

Vossenkühl W. Ockham and the Cognition of Non-Existants // Franciscan Studies. 1985. Vol. 45. P. 33–46.

Этика Уильяма Оккама

Оккам проводил различие между позитивным и не-позитивным «нравственным учением» (scientia moralis). Первое «включает законы человеческие и божественные, которые обязывают делать или не делать то, что является благом или злом исключительно потому, что предписывается или запрещается кем-то вышестоящим, кто устанавливает законы» [Occamus, Quodl. II, q. 11]. Не-позитивное же моральное учение «направляет человеческие действия без всякого предписания со стороны кого-либо вышестоящего» (ibid.), опираясь на «здравое суждение» разума. Это учение носит научный (доказательный) характер, и оно «представлено в нравственной философии Аристотеля» (ibid.). Предписания и запреты не-позитивного «нравственного учения» формируют неизменный естественный закон (естественное право).

В случае позитивного «нравственного учения» основополагающие этические нормы устанавливаются Богом; поэтому то, чего Бог желает, есть благо, а то, что Бог запрещает, есть зло. При этом Бог в принципе может повелеть человеку совершать то, что он фактически запретил, так как свободная воля Бога не ограничена никакими обязательствами. Чтобы совместить этот теологический авторитаризм с рационалистическим не-позитивным «нравственным учением», Оккам проводит различие между «абсолютным божественным могуществом» (potentia absoluta) и «упорядоченным могуществом» (potentia ordinata). В соответствии со своим абсолютным могуществом Бог может повелеть человеку все что угодно, даже то, что противоречит заповедям и естественному закону, например, чтобы он совершил убийство, кражу или прелюбодеяние. И если бы Бог действительно пожелал этого, то соответствующие действия человека утратили бы свой преступный характер и считались благими и достойными. Тем не менее в вопросах, относящихся к сфере морали и нравственности, Бог почти всегда действует сообразно своему упорядоченному могуществу, создав человека таким образом, что одни действия противны человеческой природе и потому являются дурными, а другие, напротив, ей соответствуют и потому являются благими. И хотя Бог может в определенной ситуации освободить человека от совершения благих действий и предписать нечто противоположное им, при нормальном положении вещей человек должен действовать в соответствии со своей природой. Поэтому в вопросах морали и нравственности существует некий установленный Богом естественный порядок, и естественный разум человека в состоянии постигать этот порядок даже без помощи сверхъестественного Откровения.

Gulielmus Occamus. Opera Philosophica in 7 vols. / Ed. G. Gal et al. St. Bonaventure, N.Y., 1974–1988.

Gulielmus Occamus. Opera Theologica in 10 vols. / Ed. G. Gal et al. St. Bonaventure, N.Y., 1967–1986.

Уильям Оккам. Избранное. М., 2015.

Adams M. The Structure of Ockham’s Moral Theory // Franciscan Studies. 1986. Vol. 45. P. 1–35.

Freppert L. The Basis of Morality According to William of Ockham. Chicago, 1988.

King P. Ockham’s Ethical Theory // The Cambridge Companion to Ockham / Ed. by P.V. Spade. Cambridge, 1999. P. 227–244.

McCord Adams M. Ockham on Will, Nature, and Morality // The Cambridge Companion to Ockham / Ed. by P.V. Spade. Cambridge, 1999. P. 245–272.

McGrade A. S. Natural Law and Moral Omnipotence // The Cambridge Companion to Ockham / Ed. by P. V. Spade. Cambridge, 1999. P. 273–301.

Suk O. The Connection of the Virtues According to Ockham // Franciscan Studies. 1950. Vol. 10. P. 9–32, 91–113.

Urban L. William of Ockham’s Theological Ethics // Franciscan Studies. 1973. Vol. 33. P. 310–350.

Wood R. Ockham on the Virtues. West Lafayette, IN, 1997.

Уильям Оккам об отношении духовной и светской властей

Отношение между духовной и светской властями Оккам рассматривал исходя из евангельского принципа «отдавать кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22, 21), поэтому церковь не должна вмешиваться в дела светских правителей и наоборот: «Император имеет власть над временными, а папа – над духовными ценностями» [Occamus, Breviloq., d. III, q. 7]. Соответственно, «полнота власти» императоров и римских епископов относится только к соответствующим сферам, кроме того, она ограничена естественным и божественным законами (а императоры помимо этого ограничены «правом народов», то есть позитивным правом подвластных земель).

Gulielmus Occamus. Opera Philosophica in 7 vols. / Ed. G. Gal et al. St. Bonaventure, N.Y., 1974–1988.

Gulielmus Occamus. Opera Politica in 4 vols. / Ed. H. S. Offler et al. Vol. 1–3. Manchester, U.K.; Vol. 4, Oxford, 1940–1997.

Gulielmus Occamus. Opera Theologica in 10 vols. / Ed. G. Gal et al. St. Bonaventure, N.Y., 1967–1986.

Уильям Оккам. Избранное. М., 2015.

Baudry L. Guillaume d’Occam: sa vie, ses œuvres, ses idées sociales et politiques. Paris, 1949.

Kilcullen J. Natural Law and Will in Ockham // History of Philosophy Yearbook (The Australasian Society for the History of Philosophy). 1993. Vol. 1. P. 1–25.

Kilcullen J. Ockham’s Political Writings // The Cambridge Companion to Ockham / Ed. by P.V. Spade. Cambridge, 1999. P. 302–325.

McGrade, A.S. The Political Thought of William of Ockham. Cambridge, 1974.

Курантов А.П., Стяжкин Н.И. Оккам. М., 1978.

Gulielmus Occamus. Opera Philosophica in 7 vols. / Ed. G. Gal et al. St. Bonaventure, N.Y., 1974–1988.

Gulielmus Occamus. Opera Politica in 4 vols. / Ed. H. S. Offler et al. Vol. 1–3. Manchester, U.K.; Vol. 4, Oxford, 1940–1997.

Gulielmus Occamus. Opera Theologica in 10 vols. / Ed. G. Gal et al. St. Bonaventure, N.Y., 1967–1986.

Уильям Оккам. Избранное. М., 2015.

Adams M. The Structure of Ockham’s Moral Theory // Franciscan Studies. 1986. Vol. 45. P. 1–35.

Adams M. William of Ockham. 2 vols. Notre Dame, IN, 1987.

Baudry L. Guillaume d’Occam: sa vie, ses œuvres, ses idées sociales et politiques. Paris, 1949.

Biard J. Guillaume d’Ockham. Logique et philosophie. Paris, 1997.

Courtenay W.J. The Academic and Intellectual Worlds of Ockham // The Cambridge Companion to Ockham / Ed. by P.V. Spade. Cambridge, 1999. P. 17–30.

Freddoso A.J. Ockham on Faith and Reason // The Cambridge Companion to Ockham / Ed. by P.V. Spade. Cambridge, 1999. P. 326–349.

Freppert L. The Basis of Morality According to William of Ockham. Chicago, 1988.

Goddu A. The Physics of William of Ockham. Leiden, 1984.

Karger E. Ockham’s Misunderstood Theory of Intuitive and Abstractive Cognition // The Cambridge Companion to Ockham / Ed. by P.V. Spade. Cambridge, 1999. P. 204–226.

Kilcullen J. Natural Law and Will in Ockham // History of Philosophy Yearbook (The Australasian Society for the History of Philosophy). 1993. Vol. 1. P. 1–25.

Kilcullen J. Ockham’s Political Writings // The Cambridge Companion to Ockham / Ed. by P.V. Spade. Cambridge, 1999. P. 302–325.

King P. Ockham’s Ethical Theory // The Cambridge Companion to Ockham / Ed. by P.V. Spade. Cambridge, 1999. P. 227–244.

Klima G. Ockhams’ Semantics and Ontology of the Categories // The Cambridge Companion to Ockham / Ed. by P.V. Spade. Cambridge, 1999. P. 118–142.

Krop H.A. The Self-Knowledge of God. Duns Scotus and Ockham on the Formal Object of Scientific Knowledge // Ockham and Ockhamists / Ed. by E.P. Bos, P. Egbert, H.A. Krop. Nijmegen, 1987. P. 83–92.

Matteo A.M. Scotus and Ockham: A Dialogue on Universals // Franciscan Studies. 1985. Vol. 45. P. 83–96.

Maurer A.A. Method in Ockham’s Nominalism // The Monist. 1978. Vol. 61. P. 426–443.

Maurer A.A. Ockham's Razor and Chatton’s Anti-Razor // Mediaeval Studies. 1984. Vol. 46. P. 463–475.

Maurer A.A. The Philosophy of William of Ockham in the Light of Its Principles. Toronto, 1999.

McCord Adams M. Ockham on Will, Nature, and Morality // The Cambridge Companion to Ockham / Ed. by P.V. Spade. Cambridge, 1999. P. 245–272.

McGrade A. S. Natural Law and Moral Omnipotence // The Cambridge Companion to Ockham / Ed. by P. V. Spade. Cambridge, 1999. P. 273–301.

McGrade, A.S. The Political Thought of William of Ockham. Cambridge, 1974.

Michon C. Nominalisme: La théorie de la signification d’Occam. Paris, 1994.

Moody E.A. The logic of William of Ockham. N. Y., 1965.

Pelletier J.E. William Ockham on Metaphysics. The Science of Being and God. Leiden, 2012.

Read S. The Objective Being of Ockham’s Ficta // Philosophical Quarterly. 1977. Vol. 27. P. 14–31.

Scott T.K. Ockham on Evidence, Necessity, and Intuition // Journal of the History of Philosophy. 1969. Vol. 7. P. 27–50.

Spade P.V. Introduction // The Cambridge Companion to Ockham / Ed. by P.V. Spade. Cambridge, 1999. P. 1–16.

Spade P.V. Ockhams’ Nominalist Metaphysics // The Cambridge Companion to Ockham / Ed. by P.V. Spade. Cambridge, 1999. P. 100–117.

Stump E. The Mechanisms of Cognition: Ockham on Mediating Species // The Cambridge Companion to Ockham / Ed. by P.V. Spade. Cambridge, 1999. P. 168–203.

Suk O. The Connection of the Virtues According to Ockham // Franciscan Studies. 1950. Vol. 10. P. 9–32, 91–113.

Tauchau K.H. Vision and Certitude in the Age of Ockham: Optics, Epistemology and the Foundations of Semantics, 1250–1345. Leiden, 1998.

Urban L. William of Ockham’s Theological Ethics // Franciscan Studies. 1973. Vol. 33. P. 310–350.

Vossenkühl W. Ockham and the Cognition of Non-Existants // Franciscan Studies. 1985. Vol. 45. P. 33–46.

Wood R. Ockham on the Virtues. West Lafayette, IN, 1997.

Апполонов А.В. Жизнь и творчество Уильяма Оккама // Уильям Оккам. Избранное. М., 2015. C. vi-xxxviii.

Апполонов А.В. Жизнь и творчество Уильяма Оккама // Уильям Оккам. Избранное. М., 2015. C. vii–xlvii.

Курантов А.П., Стяжкин Н.И. Оккам. М., 1978.

Апполонов А.В.