Биография Эмманюэля Левинаса

share the uri
  • Биография Эмманюэля Левинаса

    Левинас (Levinas) Эмманюэль (12.01.1906, Ковно, ныне Каунас – 25.12.1995, Париж), французский философ, представитель феноменологии.

    Родился в еврейской семье. В средней школе учился в Литве и в России. В 1923–1930 изучал философию в университете Страсбурга. В 1928–1929 во Фрайбурге слушал лекции Э. Гуссерля и М. Хайдеггера, затем в Париже лекции Л. Брюншвика и А. Кожева, посещал «философские пятницы» Г. Марселя. В 1930 получает французское гражданство, публикует книгу «Теория интуиции в феноменологии Гуссерля» (премия Академии моральных и политических наук). В соавторстве с Ж. Пфейфер переводит на французский язык «Картезианские размышления» Гуссерля. В книге «О побеге» (1935) Левинас описывает процесс выхода человеческого «я» из анонимного, бессмысленного существования, предвосхищая Ж.-П. Сартра, обращается к анализу феноменов стыда («невозможность для “я” укрыться от самого себя») и «тошноты» (следствие прикованности к бытию).

    С началом Второй мировой войны в 1940 Левинас попадает в плен и всю войну проводит в лагере для военнопленных. В 1947 публикует книгу «От существования к существующему» (бóльшая её часть была написана в плену); в Философском коллеже, возглавляемом Ж. Валем, читает лекции (изданы под заглавием «Время и Другой»); изучает Талмуд под руководством М. Шушани. С 1947 директор Еврейской педагогической школы восточных исследований, где преподает философию. В 1949 издает книгу «Открывая существование с Гуссерлем и Хайдеггером». С 1957 регулярно участвует в работе Семинара франкоязычной еврейской интеллигенции. В 1961 публикует докторскую диссертацию «Тотальность и бесконечное». В этом произведении, а также в ранее опубликованных книгах «От существования к существующему» и «Время и Другой» Левинас впервые обнародует собственные философские идеи. Во «Времени и Другом» Левинас заявляет о разрыве с Гуссерлем и Хайдеггером и обозначает ключевые темы собственной философии: отношение к Другому и проблема лица (лика), отношение лицом-к-лицу. В этой книге он выдвигает тезис, характеризующий его философскую позицию в целом: этика – это «первая философия». Перу Левинаса также принадлежат книги: «Трудная свобода» (1963), «Гуманизм другого человека» (1972), «Иначе, чем быть, или по ту сторону сущности» (1974), «Имена собственные» (1975), «Трансценденция и интеллигибельность» (1984); «Между нами. Очерки о мышлении-к-смерти» (1991) и др.

  • Sources

  • Levinas E. Éthique comme philosophie première. Paris, 1998.
  • Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. СПб., 1998.
  • Левинас Э. Избранное: Тотальность и бесконечное. М.; СПб., 2000.
  • Левинас Э. Избранное: Трудная свобода. М., 2004.
  • Bibliography

  • Cahier de l’Herne. Emmanuel Levinas / Sous la dir. de C. Chalier et M. Abensour. Paris, 1991.
  • Derrida J. Adieu à Emmanuel Levinas. Paris, 1997.
  • Descamps Ch., Benoist J., Alliez É. Philosophie contemporaine en France. Paris, 1994.
  • Kemp P. Levinas: une introduction philosophique. Paris, 1997.
  • Lescourret M.-A. Emmanuel Levinas. Paris. 1994.
  • Poirié F. Emmanuel Levinas: essai et entretiens. Arles, 1996.
  • Sebbah F.-D. Levinas. Paris, 2003.
  • Вдовина И.С. Феноменология во Франции. М., 2009.
  • Сокулер З.А. Субъективность, язык и Другой: новые пути и искушения мысли, открываемые учением Эммануэля Левинаса. М., 2016.
  • Ямпольская А. Эмманюэль Левинас. Философия и биография. Киев, 2011.