Логика стоиков

share the uri
  • Логика стоиков

    Первая теория логических связок была разработана в рамках стоицизма. Основной единицей стоической логики является не термин (понятие), как у Аристотеля, а «высказанное» (λεϰτόν).

    Следуя Аристотелю, стоики различают предложения и суждения. Предложения бывают вопросительными, восклицательными, выражающими просьбу или молитву. Но не со всеми ними можно связать суждение. Суждение оформляется в языке только как повествовательное предложение. Выражения «Идет дождь», «Its raining», «Il pleut», «Det regner» представляют собой различные предложения на разных языках, но выражают одно суждение, один «лектон».

    Только к суждению можно прилагать характеристики истинного или ложного. Предложение «Сейчас – день» выражает истинное суждение, будучи сформулированным днем; предложение «Колонна заканчивается острием» выражает ложное суждение. Логика стоиков двузначна, всякое суждение либо истинно, либо ложно. Однако при этом оно может менять свой истинностный статус. Так, например, предложение «Идет дождь» может выражать ложное суждение сегодня, но истинное – завтра.

    Стоики делят суждения на простые и сложные. Последние образуются из простых при помощи различных грамматических союзов (и частиц). Центральное место стоики отводили условным суждениям и стремились все рассуждения облечь в форму условных суждений.

    Логики стоической школы впервые обратились к вопросу об истинности сложных суждений.

    Логика Аристотеля – это логика терминов и способов их связи в суждения субъектно-предикативной структуры и затем в умозаключения; здесь истинность простых суждений и правильность умозаключений обосновывалась объективными соотношениями между объемами понятий.

    В понимании стоиков суждения о связи между общим и единичным или между двумя общими понятиями малопригодны. Они не отвергали структуру простых суждений, но их роль сводилась лишь к констатации данных непосредственного чувственного восприятия, фиксирующего свойства отдельных предметов. Истинность простых суждений обосновывалась путем непосредственного восприятия, а сложных – посредством отношений между истинностными значениями простых, входящих в сложные. Таким образом, стоики придерживались истинностно-функционального понимания всех известных логических связок.

    То, как стоики характеризовали логические связки – отрицание, конъюнкцию, дизъюнкцию, импликацию, – соответствует современной трактовке этих связок в рамках классической логики высказываний. Именно стоики впервые систематически рассмотрели эти операции. При этом они не только характеризуют эти связки семантически, с точки зрения условий истинности, но и с точки зрения синтаксических аксиом и правил, выражающих их дедуктивные свойства.

    Такая «современная» интерпретация логических связок убедила многих историков логики Стои (см., например, [Łukasiewicz, 1970; Mates, 1961; Kneale, Kneale, 1962; Bochenski, 1961]) рассматривать ее в качестве варианта современной логики высказываний и представлять конструкции стоической логики в современной системе записи. Однако некоторые исследователи предостерегают от этого (см. [O’Toole, Jennings, 2004]), показывая, что часто понятия стоиков отличны от тех, которыми пользуемся мы. Тем не менее параллели между логикой стоиков и логическими теориями XX века примечательны.

  • Bibliography

  • Bochenski I.M. A History of Formal Logic. Notre Dame, 1961.
  • Bonevac D., Dever J. History of Connectives. URL: http://philosophical.space/papers/HistoryofConnectives.pdf (дата обращения: 01.11.2018).
  • Kneale W., Kneale M. The Development of Logic. Oxford, 1962.
  • Mates B. Stoic logic. Berkeley, 1961.
  • O’Toole R. R., Jennings R. E. The Megarians and the Stoics // Handbook of the History of Logic. Vol 1: Greek, Indian, and Arabic Logic / Ed. by D. Gabbay, J. Woods. Amsterdam, 2004. P. 397–522.
  • Łukasiewicz J. On the History of the Logic of Proposition // Łukasiewicz J. Selected Works. Amsterdam, 1970. P. 197–217.
  • Попов П.С., Стяжкин Н.И. Развитие логических идей от Античности до эпохи Возрождения. М., 1974.