Теология Ва̄с̣ила ибн ʻАт̣а̄ʼ

Теология Ва̄с̣ила ибн ʻАт̣а̄ʼ
Оригинальная часть концепции Ва̄с̣ила была оформлена уже при его жизни как учение о «срединном положении» (манзила байн ал-манзилатайн) мусульманина, совершившего великий грех: согласно Ва̄с̣илу, таковой мусульманин, хоть и являющийся нечестивцем (фа̄сик̣), не достоин звания верного (муʼмин) или, напротив, абсолютно неверного (ка̄фир) человека. Сама вера представляет собой совокупность «свойств добра» – сочетания верных Закону дела, слова и внутреннего исповедания. Хариджитское учение о сущности веры было увязано Ва̄с̣илом с джаʻдитской по духу атрибутивной теологией, отрицающей присущность Аллаху реальных, отличных от Его самости свойств. Проповедуя кадаритские воззрения на свободу человеческого деяния, Ва̄с̣ил, оппонируя отдельным хариджитам, настаивал на невиновности детей многобожников в грехах их родителей и, как следствие, на неизбежности введения их в рай. В подтверждение своих концепций он ссылался преимущественно на коранический текст, истолкованный в рационалистическом символико-аллегорическом ключе; в целом же силлогизмы «здравого разума» (ал-ʻак̣л ас-салӣм) и данные перцепции оценивались им в качестве равных по достоверности Священному Писанию источников знания.
Политические взгляды Ва̄с̣ила, упомянутые доксографами, сводятся к осуждению им одной из сторон войны четвертого «праведного» халифа ʻАлӣ б. ʼАбӯ Т̣а̄либа (ум. 661) с его противниками, правда, так и не названной им определенно.
Экзегетическая и спекулятивно-теологическая проблематика, рассмотренная Ва̄с̣илом, впервые была систематизирована ал-ʻАлла̄фом – наследником письменных работ богослова – в виде «пяти первооснов» (ал-ʼус̣ӯл ал-х̱амса) мутазилизма.