Антропология матуридизма

share the uri
  • Антропология матуридизма

    В области антропологии и натурфилософии матуридитские философы во многом склонялись на сторону мутазилитов. Провозгласив этико-эстетическую автономию человеческого разума (ʻак̣л), матуридиты постулировали самостоятельное постижение субъектом «благого» (х̣асан) и «безобразного» (к̣абӣх̣). Вследствие этого они полагали необходимым самостоятельно, до обращения к Откровению, исследовать проблемы богословия и закономерного устроения мироздания. Матуридиты переосмыслили и фаталистическую концепцию «присвоения» (касб) ашаритов, считая, что хотя человек и «присваивает» созданные Богом деяния, но в силу данного ему Богом могущества (к̣удра) он может определять модальность «присваемого» акта. Более того, представители школы Насафа в своем истолковании «теории присвоения» ал-Ма̄турӣдӣ утверждали, что Бог изначально творит то или иное деяние с учетом воли человека. Подобно ашаритам, сущностью веры (ʼӣма̄н) матуридиты считали внутреннее исповедание (иʻтик̣а̄д). Атомистические построения матуридитов почерпнуты из натурфилософских систем мутазилитов и ашаритов.

     

  • Sources

  • Ал-Ма̄турӣдӣ, ʼАбӯ Манс̣ӯр. Кита̄б ат-тавх̣ӣд. Бейрут-Стамбул, 2001.
  • Ан-Насафӣ, ʼАбӯ ал-Муʻӣн. Ат-Тамхӣд ли-к̣ава̄ʻид ат-тавх̣ӣд. Каир, 1986.
  • Ас-Субкӣ, Та̄дж ад-Дӣн. Ан-Нӯниййа фӣ ал-ʻак̣ӣда // Раса̄ʼил фӣ ал-маз̱хаб ал-ашʻарийй. Каир, 2010.
  • Bibliography

  • Dhanani A. Al-Māturīdī and al-Nasafī on Atomism and the ṭabā’ī // Imâm Mâtürîdî ve Mâtürîdîlik: Milletlerarası Tartıșmalı İlmî Toplantı (22‒24 Mayıs 2009, İstanbul). Istanbul, 2012. P. 65‒76.
  • Meric Pessagno J. The Uses of Evil in Maturidian Thought // Studia Islamica. 1984. No. 60. Р. 59‒82.
  • Muhtaroglu N. Al-Māturīdī’s View of Causality // Occasionalism Revisited: New Essays from the Islamic and Western Traditions. Abu Dhabi, 2017. P. 3‒21.
  • Ал-Х̣арбӣ ʼА. Ал-Ма̄туридиййа дира̄сат-ан ва так̣вӣм-ан. Эр-Рияд, 1993.