Инструментализм Дж. Дьюи

share the uri
  • Инструментализм Дж. Дьюи

    В разработке «инструменталистской» теории экспериментально-логического исследования Дж. Дьюи целиком опирался на идеи Пирса и Джеймса. «Сомнение», которое у Пирса носило в значительной степени субъективный характер, трансформируется у Дьюи в «проблематическую» (экзистенциально неопределенную) ситуацию, а понятие «верование» с его психологическими и, возможно, релятивистскими коннотациями заменяется термином «обоснованное утверждение» (warranted assertion). «Исследование производит экзистенциальное преобразование и реконструкцию материала опыта... с целью превращения неопределенной проблематической ситуации в определенную, твердо решенную» [Dewey, 1938, p. 159]. Идеи полезны, когда они обоснованны (warranted) – подходят к некоторой проблематической ситуации, как ключ подхо­дит к замку или инструмент к материалу, помогая решить задачу. Удовлетворение, доставляемое решением, не есть личное удовлетворение индивида (как обычно толкуют прагматическую теорию ее противники), но конгруэнтность требованиям и аспектам самой проблемы. Это различие между сомнением и сомнительностью, желаемым и желательным, ценимым и ценным принципиально важно для Дьюи: оно служит ему защитой от обвинений в субъективизме [Dewey, 1946, p. 343–344].

    В исследовании Дьюи выделил пять «логических этапов», или ступеней: 1) осознание затруднения; 2) определение проблемы, прояснение ее содержания и границ; 3) выдвижение гипотезы или проекта решения; 4) критическое рассмотрение гипотезы; 5) эксперимент. Знанием «в собственном смысле» наука, по мнению Дьюи, становится «только став прикладной». В прославлении чистого знания, философского или научного, он усматривает «желание убежать от действительности». Истинная чистота разума и познания – «это исключительно моральный вопрос, вопрос честности, беспристрастности и широты устремлений, отражающихся как на ходе исследования, так и на характере коммуникации» [Dewey, 1954, p. 175]. Не будучи эмотивистом, Дьюи тем не менее отвергал кантианский «миф» об универсальной и транскультурной морали. Каждая «моральная ситуация», говорил он, уникальна и «имеет свое незаменимое благо» [Dewey, 1957, p. 163]. Общие положения этики, как и науки, суть гипотезы, отражающие результаты опыта и задающие направление действиям. Моральные истины, следовательно, должны устанавливаться с использованием логических средств и инструментария, применяемых в научном исследовании. Проблема этической объективности, по мнению Дьюи, восходит к вопросу о том, возможно ли со стороны моральных суждений «разумное руководство нашим поведением в жизни». Объективны те принципы, нормы и ценности, которые отвечают данному критерию. Социально-философские и этические воззрения Дьюи оказали влияние на прагматический натурализм С. Хука и интеракционизм Дж.Г. Мида.

  • Sources

  • Dewey J. Problems of Men. N.Y., 1946.
  • Dewey J. Reconstruction in Philosophy. Boston, 1957.
  • Dewey J. The Public and Its Problems. Denver, 1954.
  • Dewey J. Logic: The Theory of Inquiry. N.Y., 1938.
  • The Collected Works of John Dewey: 37 Vols. / Ed. by J.A. Boydston. Carbondale, 1972–1985.
  • The Essential Dewey: 2 Vols. / Ed. by L. Hickman, T. Alexander. Bloomington, 1998.
  • Дьюи Дж. Демократия и образование. М., 2000.
  • Дьюи Дж. Общество и его проблемы. М., 2002.
  • Дьюи Дж. Реконструкция в философии. М., 2001.
  • Bibliography

  • Bernstein R.J. John Dewey. N.Y., 1967.
  • Geiger G.R. John Dewey in Perspective. N.Y., 1958.
  • Hildebrand D.L. Beyond Realism and Antirealism: John Dewey and the Neopragmatists. Nashville, 2003.
  • Jackson P.W. John Dewey // A Companion to Pragmatism / Ed. by J.R. Shook, J. Margolis. Malden, 2009. P. 54–66.
  • John Dewey's Educational Philosophy in International Perspective: A New Democracy for the Twenty-First Century / Ed. by L. Hickman, G. Spadafora. Carbondale, 2009.
  • John Dewey: Philosopher of Science and Freedom / Ed. by S. Hook. N.Y., 1950.
  • Putnam H. Renewing Philosophy. Cambridge; L., 1992. P. 180–200 (ch. 9).
  • Putnam H., Putnam R.A. Pragmatism as a Way of Life: The Lasting Legacy of William James and John Dewey / Ed. by D. Macarthur. Cambridge (Mass.), 2017.
  • Rorty R. Dewey Between Hegel and Darwin // Rorty and Pragmatism / Ed. by H.J. Saatkamp. Nashville, 1995. P. 1–15.
  • The Philosophy of John Dewey / Ed. by J. McDermott. Chicago, 1981.
  • Westbrook R.B. John Dewey and American Democracy. Ithaca, 1991.
  • White M. The Origin of Dewey’s Instrumentalism. N.Y., 1943.
  • Зотов А., Мельвиль Ю. Западная философия XX века. М., 1998. С. 41–63 (гл. 1).
  • Павлова Л. Исследование как кредо жизни и философии // Дьюи Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека. М., 2003. С. 451–467.
  • Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 2001. С. 942–952 (кн. 3, гл. 30).
  • Сидоров И. Философия действия в США: от Эмерсона до Дьюи. Л., 1989.
  • Хикман Л. Джон Дьюи // Американская философия. Введение / Ред. А.Т. Марсубян, Дж. Райдер. М., 2008. С. 233–257.
  • Шарвадзе Б. Философия Джона Дьюи. Тб., 1998.
  • Юлина Н. Философская мысль в США. ХХ век. М., 2010. С. 157–192 (ч. I, гл. 6).