Субъективная реальность и квалиа

share the uri
  • Субъективная реальность и квалиа

    Квалиа, рассматриваемые как неотъемлемая характеристика ментального, обычно связываются с феноменальным опытом – ощущениями и восприятиями, но нередко в них включаются эмоциональные состояния (типа переживания радости, тревоги и т.п.). Существуют различные интерпретации понятия квалиа. Одна группа авторов считает квалиа репрезентациями, интенциональными явлениями (А. Тай, В. Лайкан, Т. Крейн и др.); вторая группа (Н. Блок, Дж. Фодор и др.) считает, что квалиа нерепрезентативны, неинтенциональны: они представляют собой не «данность сознанию» определенного «содержания», а само его состояние [Иванов, 2013].

    Однако квалиа представляют собой лишь одну из разновидностей субъективной реальности. Так, производимые в уме абстрактные математические операции нельзя относить к понятию квалиа, и вообще неправомерно замещать посредством квалиа весь объем разнообразных явлений сознания (субъективной реальности), отождествлять ментальное и квалиа [Дубровский, 2019]. Вместе с тем квалиа действительно выражают специфические свойства субъективной реальности – все те особенности интроспективного знания от первого лица, о которых шла речь выше («непосредственно данное», «привилегированный доступ» и т.п.). Позитивное значение исследований квалиа в аналитической философии состоит в обращении к специфическим особенностям ощущений, чувственных образов – этих первичных звеньев познавательного процесса, ставших предметом острых эпистемологических дискуссий о соотношении квалиа с «физическим» и «функциональным», «приватным» и «публичным» и т.д. (например, о выразимости для другого своего уникального переживания или о том, «каково это быть» в состоянии другого человека или другого существа, переживающего данное квалиа – вопрос, поставленный Т. Нагелем в его статье «Что значит быть летучей мышью?» [Nagel, 1974]). Осмысление всех этих проблем указывает на первостепенное значение тех коммуникативных инвариантов, которые формируются на основе общения с людьми и животными.

  • Bibliography

  • Nagel T. What is It like to Be a Bat? // The Nature of Consciousness / Ed. By N. Block, O. Flanagan. Cambridge, 1997.
  • Дубровский Д.И. Проблема сознания. Теория и критика альтернативных концепций. М., 2019.
  • Иванов Д.В. Природа феноменального сознания. М., 2013.