Познание субъективной реальности

share the uri
  • Познание субъективной реальности

    В разработке этой широкой междисциплинарной проблемы принимают участие не только философия и психология, используются данные многих научных дисциплин [Проблема сознания, 2009] – когнитивных исследований, психолингвистики, психофизики, психофизиологии, психогенетики, психофармакологии, значительного числа медицинских дисциплин. Особенно ценны достижения психиатрии, психотерапии, психоневрологии, психогенетики, позволившие глубже раскрыть системные и структурные свойства субъективной реальности [см.: Рамачандран, 2014; Эфроимсон, 1998; Назлоян, 2002]. Важное значение приобрели новейшие исследования в области искусственного интеллекта [Философия искусственного интеллекта, 2017]. Первостепенная роль в разработке проблемы сознания принадлежит комплексу социогуманитарных дисциплин; актуальность и многоплановость социокультурных подходов к этой проблеме основательно раскрывается в ряде исследований [Лекторский, 2018].

    Та область обыденного знания, которая именуется «народной психологией», содержит обобщенный исторический опыт практического знания и самопознания человечества, создает своего рода первичную основу знаний о психической деятельности. Исключительную ценность имеет художественное познание субъективного мира личности в произведениях великих поэтов и писателей, и это знание о субъективной реальности пока еще весьма слабо используется в современной науке.

    Возрастает актуальность основательного эпистемологического исследования субъективной реальности, выделения его в качестве специальной проблематики, требующей разработки эффективных подходов и методов [Дубровский, 2004]. Субъективная реальность есть исходная форма всякого знания, ибо любое знание первоначально возникает лишь в качестве содержательно определенных явлений субъективной реальности отдельных индивидов. Субъективная реальность является формой «живого» знания. Знание, объективированное в письменных текстах и других материальных носителях, является «мертвым», пребывает в состоянии анабиоза, если оно никем не распредмечивается и не приобретает качества субъективной реальности.

    Всякое явление субъективной реальности – двумерно, оно является отображением не только некоторого явления, но и самого себя. В любых своих интервалах субъективная реальность обладает в той или иной степени фундаментальной способностью самоотображения (на уровне нашего «Я»), проявляющейся в многообразных формах – от развитой рефлексии до элементарного «чувства принадлежности» мне переживаемого мной в данный момент состояния субъективной реальности (термин, используемый в психиатрии). Обычно это чувство находится вне фокуса осознания, оно слабо актуализовано, остро переживается оно лишь в экстремальных случаях [Меграбян, 1962]. Данные психопатологии предоставляют исключительно ценный материал для исследования самоотображения, особенно тех случаев, когда нарушение самоотображения влечет нарушение адекватности отображения внешних объектов: феномены деперсонализации вызывают обычно феномены дереализации, и наоборот. Факты такого рода указывают на необходимую зависимость адекватности отображения внешнего объекта от адекватности самоотображения, более широко – на зависимость процесса и результатов познания внешнего мира от процесса и результатов самопознания.

  • Bibliography

  • Дубровский Д.И. Гносеология субъективной реальности (к постановке проблемы) // Эпистемология и философия науки. 2004. № 2.
  • Лекторский В.А. Человек и культура. СПб., 2018.
  • Меграбян А.А. Деперсонализация. Ереван, 1962.
  • Назлоян Г.М. Концептуальная психотерапия. Портретный метод. М., 2002.
  • Рамачандран В.С. Мозг рассказывает. Что делает нас людьми. М., 2014.
  • Философия искусственного интеллекта. Труды Всероссийской междисциплинарной конференции, посвященной шестидесятилетию исследований искусственного интеллекта (17‒18 марта 2016 г., г. Москва) / Под ред. В.А. Лекторского, Д.И. Дубровского, А.Ю. Алексеева. М., 2017.
  • Эфроимсон В.П. Гениальность и генетика. М., 1998.