Этика Уильяма Оккама

share the uri
  • Этика Уильяма Оккама

    Оккам проводил различие между позитивным и не-позитивным «нравственным учением» (scientia moralis). Первое «включает законы человеческие и божественные, которые обязывают делать или не делать то, что является благом или злом исключительно потому, что предписывается или запрещается кем-то вышестоящим, кто устанавливает законы» [Occamus, Quodl. II, q. 11]. Не-позитивное же моральное учение «направляет человеческие действия без всякого предписания со стороны кого-либо вышестоящего» (ibid.), опираясь на «здравое суждение» разума. Это учение носит научный (доказательный) характер, и оно «представлено в нравственной философии Аристотеля» (ibid.). Предписания и запреты не-позитивного «нравственного учения» формируют неизменный естественный закон (естественное право).

    В случае позитивного «нравственного учения» основополагающие этические нормы устанавливаются Богом; поэтому то, чего Бог желает, есть благо, а то, что Бог запрещает, есть зло. При этом Бог в принципе может повелеть человеку совершать то, что он фактически запретил, так как свободная воля Бога не ограничена никакими обязательствами. Чтобы совместить этот теологический авторитаризм с рационалистическим не-позитивным «нравственным учением», Оккам проводит различие между «абсолютным божественным могуществом» (potentia absoluta) и «упорядоченным могуществом» (potentia ordinata). В соответствии со своим абсолютным могуществом Бог может повелеть человеку все что угодно, даже то, что противоречит заповедям и естественному закону, например, чтобы он совершил убийство, кражу или прелюбодеяние. И если бы Бог действительно пожелал этого, то соответствующие действия человека утратили бы свой преступный характер и считались благими и достойными. Тем не менее в вопросах, относящихся к сфере морали и нравственности, Бог почти всегда действует сообразно своему упорядоченному могуществу, создав человека таким образом, что одни действия противны человеческой природе и потому являются дурными, а другие, напротив, ей соответствуют и потому являются благими. И хотя Бог может в определенной ситуации освободить человека от совершения благих действий и предписать нечто противоположное им, при нормальном положении вещей человек должен действовать в соответствии со своей природой. Поэтому в вопросах морали и нравственности существует некий установленный Богом естественный порядок, и естественный разум человека в состоянии постигать этот порядок даже без помощи сверхъестественного Откровения.

  • Sources

  • Gulielmus Occamus. Opera Philosophica in 7 vols. / Ed. G. Gal et al. St. Bonaventure, N.Y., 1974–1988.
  • Gulielmus Occamus. Opera Theologica in 10 vols. / Ed. G. Gal et al. St. Bonaventure, N.Y., 1967–1986.
  • Уильям Оккам. Избранное. М., 2015.
  • Bibliography

  • Adams M. The Structure of Ockham’s Moral Theory // Franciscan Studies. 1986. Vol. 45. P. 1–35.
  • Freppert L. The Basis of Morality According to William of Ockham. Chicago, 1988.
  • King P. Ockham’s Ethical Theory // The Cambridge Companion to Ockham / Ed. by P.V. Spade. Cambridge, 1999. P. 227–244.
  • McCord Adams M. Ockham on Will, Nature, and Morality // The Cambridge Companion to Ockham / Ed. by P.V. Spade. Cambridge, 1999. P. 245–272.
  • McGrade A. S. Natural Law and Moral Omnipotence // The Cambridge Companion to Ockham / Ed. by P. V. Spade. Cambridge, 1999. P. 273–301.
  • Suk O. The Connection of the Virtues According to Ockham // Franciscan Studies. 1950. Vol. 10. P. 9–32, 91–113.
  • Urban L. William of Ockham’s Theological Ethics // Franciscan Studies. 1973. Vol. 33. P. 310–350.
  • Wood R. Ockham on the Virtues. West Lafayette, IN, 1997.