Теория познания Фомы Аквинского

share the uri
  • Теория познания Фомы Аквинского

    Учение Фомы Аквинского о познании основывается на аристотелевской идее о том, что любой акт познания заключается в определенном уподоблении познающего субъекта познаваемому объекту. Это уподобление происходит при помощи познавательных форм, или видов (species), которые являются средством познания объекта, но не самим объектом. Собственно объектом познания для чувства служат чувственно воспринимаемые свойства вещи (внешние очертания, цвет, запах и т.д.), а для разума – умопостигаемое общее, присутствующее в индивидуальной вещи через ее субстанциальную форму. Естественное познание человека начинается с восприятия species sensibiles (чувственных форм) материального объекта, которые тот как бы «запечатлевает» в органах чувств; вместе с этими формами, однако, воспринимаются и species intelligibiles (умопостигаемые формы), являющиеся материалом для формирования общих понятий. Процесс отвлечения (абстрагирования) умопостигаемого содержания от species sensibiles осуществляется способностью души, которую Фома Аквинский называет «действующим разумом». Получив в результате абстрагирования общие понятия, действующий разум «информирует» ими другую способность души, «возможностный разум»; эта способность, составляя суждения из воспринятых понятий, и отвечает собственно за процесс мышления и интеллектуального познания. Тем не менее разум не может осуществлять свою деятельность, не обращаясь к чувственным образам, к фантасмам, (тем же species sensibiles, но только сохраненным в такой чувственной способности человека, как «фантасия», или воображение). Теория «обращения к фантасмам» (conversio ad phantasmata) должна была объяснять, в том числе почему телесные недуги могут препятствовать интеллектуальной деятельности, и тем самым подчеркивала психофизическое единство человека. Таким образом, в теории познания Фома проявлял себя как сторонник перипатетического сенсуализма, согласно которому в уме нет ничего, что прежде не было бы дано в чувстве. Соответственно, он отрицал наличие в уме человека врожденных идей, а также концепцию illuminatio specialis, особого божественного действия, участвующего в любом акте интеллектуального познания.

  • Sources

  • Thomas Aquinas. Opera Omnia ut sunt in Indice Thomistico. Stuttgart; Bad Cannstatt, 1980.
  • Thomas Aquinas. Opera omnia iussu Leonis XIII P. M. edita. Romae, 1882–.
  • Фома Аквинский. Комментарий к трактату Боэция «О Троице». М., 2015.
  • Фома Аквинский. Сумма против язычников. М., 2004.
  • Фома Аквинский. Сумма теологии. М., 2006–.
  • Bibliography

  • Haldane J. J. Aquinas on sense-perception // Philosophical Review. 1983. Vol. 92. No. 2. P. 233–239.
  • Jenkins J. Knowledge and Faith in Thomas Aquinas. Cambridge, 1997.
  • Macdonald S. Theory of knowledge // The Cambridge Companion to Aquinas / Ed. by N. Kretzmann, E. Stump. Cambridge, 1996. P. 160–195.
  • Ross J.F. Aquinas on Belief and Knowledge // Essays Honoring Allan B. Wolter / Ed. by W. A. Frank, G.J. Etzkom. St. Bonaventure, NY, 1985. P. 245–269.
  • Ryan T. Revisiting Affective Knowledge and Connaturality in Aquinas // Theologican Studies. 2005. Vol. 66. P. 49–58.
  • Stump E. Aquinas on the Foundations of Knowledge // Aristotle and His Medieval Interpreters / Ed. by R. Bosley, M. Tweedale. Calgary, 1992. P. 125–158.
  • Коплстон Ч.Ф. Аквинат. Долгопрудный, 1999.