Философская система С.Л. Франка как приближение к первичной интуиции

share the uri
  • Философская система С.Л. Франка как приближение к первичной интуиции

    Вслед за А. Бергсоном Франк рассматривал философскую интуицию как стержень любого философствования, как своеобразную судьбу философа, который «вечно исправляет свою формулу, исправляет само исправление, и с помощью этой всё возрастающей сложности мыслей пытается всё более приблизиться к простоте своей первичной интуиции» [Франк, 1912, с. 32]. Выделяя мысль Бергсона о том, что «философ руководится всегда первичной интуицией и никогда не исходит из каких-либо готовых, до него существовавших идей», Франк утверждает, что всякая философия есть метафизика, понимаемая как «прозревание», проникновение вглубь бытия, и говорит о «непосредственной глубинности философского опыта» [Там же, с. 34, 35].

    Философское учение самого Франка развертывалось как постоянное, всё углубляющееся приближение к формуле первичной интуиции, явившейся как откровение мистического опыта в 1913, во время написания «Предмета знания»: «И вот, ночью голос мне сказал: “Неужели ты не понимаешь такой простой вещи? Зачем начинать с сознания? Начинай с бытия!” <…> “Cogito, ergo est esse absolutum”. Это – моя основная интуиция, и вся моя философия основана на этом» [Bakhmeteff Archive. Box 13].

    О подобном мистическом опыте свидетельствуют и философские дневники Франка «Первая философия» и «Мысли в страшные дни» [см.: Аляев, Резвых, 2017, с. 52–56]. За несколько месяцев до смерти в другом философском дневнике он писал: «В ночь на 7 марта опытно испытал основную интуицию моей философии: в последней глубине моего “я” ‒ присутствие (в смутной, далее неопределимой форме) первоосновы бытия вообще. Основное отношение: это первооснова есть нечто глубоко родственное мне и мое отношение к ней есть отношение полного доверия. И вместе с тем эта последняя глубина реальности есть высшее, верховное, святое. Такова моя первичная интуиция того, что зовется “Бог”. Отсюда первая аксиома религиозного сознания: нечто родственное мне и высшее и святое – есть абсолютная первооснова всяческого бытия» [Bakhmeteff Archive. Box 15].

    Этот метафизический опыт был постоянным «стимулом» исканий Франка, не позволявшим «остановиться» его философской системе. Сам характер его философствования как рационального постижения рационально непостижимого был чужд системному схематизму, о чем он сам написал в одном из писем в 1944: «1) моя философия – начиная с “Предмета знания” – всегда заключалась в философском преодолении отвлеченной мысли, в docta ignorantia, 2) к этому я присоединяю теперь отрицание всеобъемлющих философских синтезов или систем – что есть только иная сторона предыдущей мысли» [Франк, 1977, с. 169].

  • Sources

  • Франк С.Л. О невозможности философии. (Письмо к другу) // Вестник РХД. 1977. № 121(ІІ). С. 162–170.
  • Франк С.Л. О философской интуиции // Русская мысль. 1912. № 3. С. 31–35.
  • Bibliography

  • Bakhmeteff Archive… S. L. Frank Papers. Box 13. Thoughts of Semen Frank.
  • Bakhmeteff Archive… S. L. Frank Papers. Box 15: Notebooks of Semen Frank. <Записная книжка С.Л. Франка за 1950 год>.
  • Ehlen P. Russische Religionsphilosophie im 20. Jahrhundert: Simon L. Frank. Das Gottmenschliche des Menschen. Freiburg, 2009.
  • Stammer D. Im Erleben Gott begegnen. Zur philosophischen Theologie Simon L. Franks. München, 2016.
  • Аляев Г.Е. Семен Франк. М., 2017.
  • Аляев Г.Е., Резвых Т. Н. Топология мистической интуиции: C. Франк в Ребрюке, Баденвайлере, Лемго, Сен-Пьер д’Алеваре // Значение – смысл – символ – ІІ: Теология, философия и эстетика на рубеже веков. Материалы международной научной конференции (26–28 октября 2017 г. Мцхета, Грузия) / Под ред. А.И. Резниченко. М., 2017. С. 52–56.