Гарвардский и калифорнийский персонализм

share the uri
  • Гарвардский и калифорнийский персонализм

    «Гарвардская» и «калифорнийская» школы (термины эти достаточно условны) оказали существенно меньшее, в сравнении с бостонской школой, влияние на развитие персонализма в США.

    Единственным представителем калифорнийского персонализма является Дж. Хауисон, автор концепции «личностного идеализма» (personal idealism). В работе «Пределы эволюции» (1901) Хауисон развивал идею о том, что люди сосуществуют не в реальности времени и пространства, а в реальности «морали», которая составляет саму суть личности. Совместное существование людей конституирует «город Бога», где перед каждым человеком стоит задача воплотить в себе божественный идеал.

    Основным представителем гарвардского персонализма является Дж. Ройс. В разные периоды творчества он по-разному определял свою философию, при этом никогда не называл себя персоналистом. Персоналистский аспект его учения подчеркнула его последовательница М. Калкинс, которая свела философию персонализма к трем проблемам: природы, числа и взаимоотношения личностей. На этой основе она выделила две ветви персонализма: монистическую и плюралистическую. Сторонники монизма признают онтологическое существование только личности Бога; сторонники плюрализма – существование множества личностей. При такой трактовке Ройс предстает у Калкинс как монистический персоналист.

    Другой последователь Ройса У.Э. Хокинг, также не называвший себя персоналистом, использовал феноменологический метод Э. Гуссерля для анализа религиозного опыта [Hocking, 1912].

    Отсутствие четкого значения у термина «гарвардский персонализм» оставляет открытым вопрос о причислении к нему других философов Гарвардского университета, также рассматривавших понятие личности, например, У. Джеймса (1902), А.Н. Уайтхеда (1926), Ч. Хартсхорна (1948).

  • Sources

  • Bengtsson J.O. The Worldview of Personalism. Origins and Early Development. Oxford, 2006.
  • Calkins M.W. The Persistent Problems of Philosophy. N.Y., 1910.
  • Hartshorne C. The Divine Relativity: A Social Conception of God. New Haven (CT), 1948.
  • Hocking W.E. The Meaning of God in Human Experiences. New Haven, 1912.
  • Howison G.H. The Limits of Evolution and Other Essays Illustrating the Metaphysical Theory of Personal Idealism. N.Y., 1901.
  • Royce J. The World and the Individual. N.Y., 1899.
  • Whitehead A.N. Religion in the Making. Cambridge, 1926.
  • Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993.