Три системы американского персонализма

share the uri
  • Три системы американского персонализма

    Становление американского персонализма как самостоятельного течения произошло в 80‒90-е гг. ХIХ в., когда были разработаны теистический персонализм Б.П. Боуна, «личностный идеализм» (personal idealism) Дж. Хауисона и «абсолютистский персонализм» (absolutistic personalism) Дж. Ройса. Высокий уровень этих учений, актуальность рассматриваемых проблем, а также оригинальность предлагаемых решений обеспечили персонализму доминирующее положение в философии США на протяжении нескольких десятилетий.

    Местом зарождения персоналистских систем стали соседние города Бостон и Кембридж (США), где в Бостонском и Гарвардском университетах сложилась уникальная философская среда. Т. Дэвидсон, перебравшийся из Сент-Луиса в Кембридж, собрал в 1876 необычный философский кружок, в который входили члены недавно прекратившего свое существование «Метафизического клуба» У. Джеймс, О. Холмс младший, Дж. Фиск, Ф. Эббот, философы Дж. Кэбот, Ч. Эверетт, Ф. Боуэн, математик Дж. Хауисон из Сент-Луиса, теолог Б.П. Боун, ставший в 1876 профессором Бостонского университета. Руководителями кружка были Дэвидсон и Хауисон, их ссора на одном из собраний в 1879 положила конец его существованию.

    Сохранившаяся переписка участников кружка позволяет лишь приблизительно оценить его роль в становлении персонализма Хауисона и Боуна, отмечается переход их на позиции плюрализма в процессе кембриджских обсуждений [The Real Metaphysical Club, 2019, p. 295; Auxier, 2006, p. vii]. Очевидное влияние на формирование американского персонализма оказала немецкая философия [Flewaling, 1915, p. 98‒113; Buckham, 1934, p. 66‒69]. В конце XIX в. многие известные философы США ездили на стажировку в Германию [Kuklick, 2001, p. 111‒112; Pochmann, 1961, p. 313‒319], в их числе были стажировавшиеся у Р.В. Лотце в 1873 Боун и в 1875‒1876 Ройс, в 1881 у К.Л. Михелета – Хауисон.

    В 1882 выходит работа Боуна «Метафизика: исследование первопринципов» («Metaphysics: A Study in First Principles»), в которой разрабатывается своеобразная философия «процесса», заменяющего собой понятия «субстанции» и «бытия». Время и пространство понимаются Боуном как трансцендентальные категории, не дающие достоверного знания о реальности. Такое знание может обеспечить только личность, сохраняющая константность при всех своих изменениях. В «Философии теизма» («Philosophy of Theism», 1887) теизм утверждается в качестве необходимой идеи, вытекающей из когнитивных, моральных и практических (определяющих целеполагание) идеалов. Эти высшие идеалы, являющиеся ориентирами человеческой деятельности, и образуют не что иное, как идею теизма. Взгляды, изложенные в этих двух сочинениях, в дальнейшем стали основой теистического персонализма Боуна.

    Систематическое оформление идей Хауисона и Ройса произошло в результате публичной дискуссии, состоявшейся в 1895 в Калифорнийском университете в Беркли. Ройс в своем выступлении на тему «Концепция Бога» («The Conception of God») представил доказательство бытия Бога, исходившее из того, что вследствие фрагментарности опыта единственным источником возможности его обобщения как целого является Абсолют, или Бог. Хауисон подверг критике это доказательство, с помощью которого можно обосновать лишь существование пантеистического бога, что влечет за собой отрицание свободы воли, когда возможность мышления не заложена в самом человеке, в личности, но беспрерывно сообщается Богом.

    Полемика Хауисона с Ройсом получила отражение в сборнике «Conception of God: A Philosophical Discussion» (1897). Вслед за тем вышли работы «Мир и индивидуум» («The World and the Individual», 1899) Ройса и «Пределы эволюции» («The Limits of Evolution», 1901) Хауисона, где концепции обоих мыслителей приобрели законченную форму.

  • Sources

  • Bowne B.P. Metaphysics: A Study in First Principles. N.Y., 1882.
  • Bowne B.P. Philosophy of Theism. N.Y., 1887.
  • Conception of God: A Philosophical Discussion Concerning the Nature of the Divine Idea as a Demonstrable Reality / Ed. by G.H. Howison. N.Y., 1898.
  • Howison G.H. The Limits of Evolution and Other Essays Illustrating the Metaphysical Theory of Personal Idealism. N.Y., 1901.
  • Royce J. The World and the Individual. N.Y., 1899.
  • The Real Metaphysical Club: The Philosophers, Their Debates, and Selected Writings from 1870 to 1885 / Ed. by F.X. Ryan, B.E. Butler, J.A. Good. Albany, 2019.
  • Bibliography

  • Auxier R. The Pluralist: An Editorial Statement // The Pluralist. 2006. Vol. 1. No. 1. P. v-viii.
  • Buckham J.W., Stratton G.M. George Holmes Howison, Philosopher and Teacher. Berkeley (Cal.), 1934.
  • Fisch M.H. Philosophical Clubs in Cambridge and Boston // Peirce, Semiotics, and Pragmatism. Essays by Max H. Fisch / Ed. by K.L. Ketner, C.J.W. Kloesel. Bloomington, 1986. P. 137‒170.
  • Flewelling R.T., Eucken R. Personalism and the Problems of Philosophy: An Appreciation of the Work of Borden Parker Bowne. N.Y., 1915.
  • James W. Thomas Davidson: Individualist // James W. Memories and Studies. N.Y., 1911. P. 73‒104.
  • Kuklick B. A History of Philosophy in America, 1720‒2000. Oxford, 2001.
  • Personalism Revisited. Its Proponents and Critics / Ed. by T.O. Buford, H.H. Oliver. N.Y., 2002.
  • Pochmann H.A. German Culture in America, Philosophical and Literary Influences, 1600‒1900. Madison (WS), 1961.
  • Юлина H.C. Философская мысль в США. XX век. М., 2010.