Персонализм сент-луисских гегельянцев

share the uri
  • Персонализм сент-луисских гегельянцев

    В 1858 в Сент-Луисе У.Т. Харрис и Г.К. Брокмейер организовали философский кружок для изучения идей Гегеля. Из-за начавшейся в 1861 Гражданской войны в США собрания пришлось прервать. В 1866 кружок собрался вновь под названием «Философское общество Сент-Луиса» (St. Louis Philosophical Society). Большинство его членов находилось под впечатлением от философии трансценденталистов, прежде всего «индивидуализма» Р. Эмерсона. Война, однако, показала ошибочность радикального противопоставления личности общественным институтам; показательна критическая оценка позиции Эмерсона, высказанная Брокмейером: «Государство и церковь говорят и действуют подобно живым существам только потому, что состоят из людей, которые говорят и действуют от их имени. Государство и церковь не даны человеку так, как ему даны земля, воздух, огонь и вода […] Я, личность (individual), обретаю государство и религию так, как обретают ремесло изготовления сковородок. Ремесло не существует само по себе, оно создано человеком» [Brokmeyer, 1910, p. 45].

    Сент-луисские философы восприняли метод Гегеля с его трактовкой личности как части целого, однако развернули его в обратную сторону: высшая форма духа, абсолютная идея, есть не конечный, но исходный пункт философского постижения бытия, это необходимая данность самосознания. Отсутствие изначальной причастности к Абсолюту сделало бы невозможным постижение человеком высших форм духа: «не Бог, но сам человек очищает себя от более приземленных категорий и возвышается до... абсолютной идеи» [Harris, 1890, p. 401].

    Такая интерпретация Гегеля была положена сент-луисскими философами в основу их доктрины образования. По словам Харриса, «только с высоты духа цивилизации можно разумным образом организовать образование. В кратчайшие сроки ребенок должен быть подведен к осознанию своей принадлежности человечеству (race) и к началу полезной деятельности на благо цивилизации» [Harris, 1898, p. viii].

    Значительное влияние на дальнейшее развитие персонализма в США оказал журнал «The Journal of Speculative Philosophy», выпускавшийся «Философским обществом Сент-Луиса» с 1867. В начале 1870-х гг. сент-луисский кружок гегельянцев распался: костяк группы (У.Т. Харрис, Дж. Хауисон и Т. Дэвидсон) перебрался в Новую Англию.

  • Sources

  • Brokmeyer H.C. A Mechanic’s Diary. Washington, D.C., 1910.
  • Brokmeyer H.C. Letters on Faust // Journal of Speculative Philosophy. 1867. Vol. 1. P. 178‒187; 1868. Vol. 2. P. 114‒120.
  • Harris W.T. Hegel’s Logic: A Book on the Genesis of the Categories of the Mind: A Critical Exposition. Chicago, 1890.
  • Harris W.T. Psychologic Foundations of Education: An Attempt to Show the Genesis of the Higher Faculties of the Mind. N.Y., 1898.
  • Harris W.T. The Speculative // Journal of Speculative Philosophy. 1867. Vol. 1. P. 2‒6.
  • Harris W.T. To the Reader // Journal of Speculative Philosophy. 1867. Vol. 1. P. 1.
  • Bibliography

  • Good J.A. A “World-Historical Idea”: The St. Louis Hegelians and the Civil War // Journal of American Studies. 2000. Vol. 34. No. 3. P. 447‒464.
  • Pochmann H.A. German Culture in America, Philosophical and Literary Influences, 1600‒1900. Madison (WS), 1961.
  • Snider D. The St. Louis Movement in Philosophy, Literature, Education, Psychology, with Chapters of Autobiography. St. Louis, 1920.