Индивидуализм и персонализм у трансценденталистов

share the uri
  • Индивидуализм и персонализм у трансценденталистов

    Трактовка личности как центрального философского понятия прослеживается уже у трансценденталистов (Р.У. Эмерсон, А. Олкотт, У. Уитмен и др.). Так, согласно «философскому индивидуализму» Эмерсона личность является высшей ценностью и находится в центре мироздания: «мир – ничто, человек – все; в самом тебе заключен закон всей природы» [Эмерсон, 1977, с. 245]. Личности противостоит безличное общество, которое стремится ее поглотить: «Общество – это то состояние человека, когда отдельные члены оказываются отрубленными от ствола (т.е. идеального образа человека. – Г.З.), и бесчисленные двуногие чудовища щеголяют то красивым пальцем, то изящной шеей, то крепким желудком, то сильной рукой, но никто из них не является человеком» [Эмерсон, 1977, с. 225]. Эмерсон призывал к безграничному индивидуальному самосовершенствованию человека.

    У. Уитмен, по-видимому, первым употребил термин «американский персонализм». В статье «Персонализм» [Whitman, 1868], позднее вошедшей в книгу «Будущие пути демократии», Уитмен называет персонализм необходимым принципом американского общества, не менее важным, чем демократия. Персонализм определяется им как «гордое центростремительное уединение человека в самого себя, личность» [Уитмэн, 1922, с. 169]. Уитмен не различает понятий «персонализм» и «индивидуализм» и, как и Эмерсон, противопоставляет личность цивилизации и институтам.

    В отличие от Эмерсона и Уитмена, А. Олкотт разграничивает индивидуализм и персонализм: индивидуализм понимает личность как нечто принципиально одинокое, самодостаточное, тогда как для персонализма сосуществование с себе подобными является важнейшим атрибутом самости индивида, личность не самодостаточна. Если пантеистический бог Эмерсона безличен, то у Олкотта Бог – это личность, которая объединяет, а не разобщает людей: «Мы должны возрасти до Личности, живущей в каждой груди, слиться с ней, и через это прийти к пониманию слов “Я и Отец – одно”. Это означает осознание личного единства всех душ с Богом и их пребывания в Нем» [Alcott, 1938, p. 306].

  • Sources

  • Alcott A. The Journal of Bronson Alcott. Boston, 1938.
  • Whitman W. Personalism // The Galaxy. 1868. Vol. 5. P. 540‒547.
  • Уитмэн У. Будущие пути демократии // Уитмэн У. Избранные сочинения. ПБ, 1922. С. 169‒231.
  • Эмерсон Р.У. Американский ученый // Эстетика американского романтизма. М., 1977. С. 224‒246
  • Эмерсон Р.У. Нравственная философия. Мн.; М., 2001.
  • Bibliography

  • Allen G.W. Walt Whitman Handbook. N.Y., 1957.
  • Schmidt B. Whitman and American Personalistic Philosophy // Walt Whitman Quarterly Review. 1990. Vol. 7. P. 180‒190.
  • Shepard O. Pedlar’s Progress: The Life Of Bronson Alcott. Boston, 1937.
  • Лоренс Л. Демократия Уолта Уитмена // Писатели США о литературе. Т. 2. М., 1982. С. 140‒153.
  • Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли. Т. II: Революция романтизма в Америке (1800‒1860). М., 1963.
  • Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М., 1982.