Ар-Ра̄зӣ Фах̱руддӣн

Electronic philosophical encyclopedia article
share the uri

Биография и труды Фах̱руддӣна ар-Ра̄зӣ

Фах̱руддӣн ар-Ра̄зӣ, ʼАбӯ ʻАбдулла̄х Мух̣аммад б. ʻУмар (январь-февраль 1149, Рей – март-апрель 1210, Герат) – мыслитель, экзегет, естествоиспытатель, представитель ашаритской школы калама. Родился в семье имама-хатыба местной мечети. Уже в раннем возрасте принялся за изучение медицины, богословия и алхимии. Около 1174 Фах̱руддӣн начинает странствия: за несколько лет посещает Хорезм, Бухару, Хорасан и Индию, входит в сношения с гуридским султаном Шиха̄б ад-Дӣном (ум. 1206) и хорезмшахом ʻАла̄ʼ ад-Дӣном Текешом (ум. 1200), служит воспитателем его сына Мух̣аммада (ум. 1220). В конце жизни ар-Ра̄зӣ обосновывается в г. Герат; по преданию, незадолго до смерти становится практикующим мистиком – суфием. Фах̱руддӣну приписываются свыше ста шестидесяти сочинений по философии, экзегетике, спекулятивной теологии, правоведению, медицине, языковедению и истории, в том числе – обширные комментарии к трудам Ибн Сӣны «Указания и наставления» [Ар-Ра̄зӣ, 1325 г.х.] и «Канон врачебной науки».

Условно творчество Фах̱руддӣна можно поделить на ранний, каламический, и поздний, про-перипатетический периоды. Уже в первых своих трактатах ар-Ра̄зӣ использует лексикон арабоязычного перипатетизма. Активный синтез его логических и онтологических схем с ашаритской доктриной Фах̱руддӣн осуществляет уже в последней «сумме» – незаконченном труде «Высокие проблемы теологии» [Ар-Ра̄зӣ, 1987]. Этим обусловлена внутренняя противоречивость философско-религиозных взглядов ар-Ра̄зӣ, нашедших свое отражение в целом ряде его сочинений – начиная от «Восточных исследований» [Ар-Ра̄зӣ, 1343 г.х.] до «Суммы взглядов предшественников и современников» [Ар-Ра̄зӣ, 1323 г.х.] и «Видов самостей». Вместе с тем, подобно ал-Г̣аза̄лӣ, Фах̱руддӣн отстаивает постулаты о сотворенности мира во времени и критикует учение представителей фалсафы о последовательной эманации сущего из Необходимо-Сущего [общий проект критики см.: Ар-Ра̄зӣ, 1938а, с. 91–93]. Выдающимся достижением ар-Ра̄зӣ считается его энциклопедическое «Великое толкование» (другой вариант заглавия – «Ключи от сокрытого»), продолжающее мутазилитские традиции философского комментария к Священному Писанию мусульман [Ар-Ра̄зӣ, 1938б; Аз-Зарка̄н, 1963, Kholeif, 1966, Наимов, 1972, Кулматов, 1980].

Ар-Ра̄зӣ, Фах̱руддӣн. Ал-Маба̄х̣ис̱ ал-машрик̣иййа. Хайдарабад, 1343 г.х.

Ар-Ра̄зӣ, Фах̱руддӣн. Ал-Мат̣а̄либ ал-ʻа̄лиййа. Бейрут, 1987.

Ар-Ра̄зӣ, Фах̱руддӣн. Ат-Тафсӣр ал-кабӣр. Каир, 1938б.

Ар-Ра̄зӣ, Фах̱руддӣн. Иʻтик̣а̄да̄т фирак̣ ал-муслимӣн ва ал-мушрикӣн. Каир, 1938а.

Ар-Ра̄зӣ, Фах̱руддӣн. Мух̣ас̣с̣ал афка̄р ал-мутак̣аддимӣн ва ал-мутаʼах̱х̱ирӣн. Каир, 1323 г.х.

Ар-Ра̄зӣ, Фах̱руддӣн. Шарх̣ ал-ʼиша̄ра̄т. Каир, 1325 г.х.

Kholeif F. A Study on Fakhr al-Din al-Razi and his Controversies in Transoxiana. Beirut, 1966.

Аз-Зарка̄н М. Фах̱руддӣн ар-Ра̄зӣ ва а̄ра̄ʼу-ху ал-кала̄миййа ва ал-фалсафиййа. Бейрут, 1963.

Кулматов Н. Фахриддин Рази. Душанбе, 1980.

Наимов H. Фахриддин Рази // Из философского наследия народов Ближнего и Среднего Востока. Ташкент, 1972.

Теология Фах̱руддӣна ар-Ра̄зӣ

Богословское учение Фах̱руддӣна отличается непоследовательностью изложения: в то время как в ранний период творчества он следует ашаритской теологии, поздние его труды содержат про-мутазилитскую концепцию тождества атрибутов Аллаха Его самости [Ар-Ра̄зӣ, 1938б, т. 1, с. 133, 183; Ар-Ра̄зӣ, 1935; Abrahamov, 1992]. При этом ар-Ра̄зӣ пытался развить ашаритско-перипатетические, реалистические классификации божественных атрибутов: так, свойства Аллаха могут быть либо «реальными» (х̣ак̣ӣк̣иййа), вроде существования и жизни, либо «дополнительными» (ид̣а̄фиййа), вроде почитаемости, либо «негативными» (салбиййа), вроде единственности, либо «реально-дополнительными» (х̣ак̣ӣк̣иййа-ид̣а̄фиййа), вроде знания и могущества [Ар-Ра̄зӣ, 1987, т. 2, с. 150, т. 3, с. 101–300; Ар-Ра̄зӣ, 1323 г.х., с. 136]. Поздний период творчества Фах̱руддӣна отмечен также отрицанием возможности созерцать (руʼйа) Лик Аллаха после Страшного суда [Ар-Ра̄зӣ, 1938б, т. 13, с. 131] и нетварности как смысла (нафсийй), так и словесного (лафз̣ийй) выражения речи Бога – Корана [Ар-Ра̄зӣ, 1987, т. 3, с. 199–203; ср.: Ар-Ра̄зӣ, 1323 г.х., с. 126–127; Ceylan, 1996].

Ар-Ра̄зӣ, Фах̱руддӣн. ʼАса̄с ат-так̣дӣс. Каир, 1935.

Ар-Ра̄зӣ, Фах̱руддӣн. Ал-Мат̣а̄либ ал-ʻа̄лиййа. Бейрут, 1987.

Ар-Ра̄зӣ, Фах̱руддӣн. Ат-Тафсӣр ал-кабӣр. Каир, 1938б.

Ар-Ра̄зӣ, Фах̱руддӣн. Мух̣ас̣с̣ал афка̄р ал-мутак̣аддимӣн ва ал-мутаʼах̱х̱ирӣн. Каир, 1323 г.х.

Abrahamov B. Fakhr al-Din al-Razi on God's Knowledge of Particulars // Oriens. 1992. Vol. 33.

Ceylan Y. Theology and Tafsir in the Major Works of Fakhr al-Din al-Razi. Kuala Lumpur, 1996.

Натурфилософия Фах̱руддӣна ар-Ра̄зӣ

Фах̱руддӣн полагал, что категории «материя» (хайӯла̄) и «форма» (с̣ӯра) должны быть истолкованы как указания, соответственно, на субстанцию и упорядочивающую их телесную структуру; при этом мыслитель продолжал оперировать и типичной для калама оппозицией «субстанция» (джавхар) – «акциденция» (ʻарад̣) [Ар-Ра̄зӣ, 1987, т. 6]. Постулируя существование атома – «единичной субстанции» (джавхар фард), – ар-Ра̄зӣ вслед за ал-Джувайнӣ учил о бесформенности неделимой частицы [Ар-Ра̄зӣ, 1323 г.х., с. 81; Ар-Ра̄зӣ, 1343 г.х., т. 2, с. 8; ср.: Ар-Ра̄зӣ, 1325 г.х., т 1, с. 6–7]. Он признавал существование пустоты (х̱ала̄ʼ) и тел (аджса̄м), сущностью которых является особый атрибут – «телесность» (джисмиййа) [Ар-Ра̄зӣ, 1323 г.х., с. 170; Ар-Ра̄зӣ, 1938б, т. 12, с. 150; ср.: Ар-Ра̄зӣ, 1343 г.х., т. 1, с. 209, 228–246, 569–570; т. 2, с. 108, 318]. В трактате «Высокие проблемы теологии» ар-Ра̄зӣ обращается к представленной у Ибн Сины неоплатонической концепции эманации: так, Аллах управляет возможно-сущим миром через окружающую его сферу (фалак) – «Престол» Божий (ʻарш), обладающий мировой душой (нафс куллиййа), из которой исходят другие космические души. В целом мироздание состоит из двух сфер – верхней и нижней, последовательно образованной из шаров земли, воды, воздуха и огня [Ар-Ра̄зӣ, 1343 г.х., т. 2, с. 108–109; Ар-Ра̄зӣ, 1987, т. 7, с. 333–387, т. 8, с. 159–180]. В поздний период творчества ар-Ра̄зӣ объявлял время (вак̣т) субстанциальной эманацией мировой души [Ар-Ра̄зӣ, 1987, т. 5, с. 51–108; Arnaldez, 1968; Setia, 2004].

Ар-Ра̄зӣ, Фах̱руддӣн. Ал-Маба̄х̣ис̱ ал-машрик̣иййа. Хайдарабад, 1343 г.х.

Ар-Ра̄зӣ, Фах̱руддӣн. Ал-Мат̣а̄либ ал-ʻа̄лиййа. Бейрут, 1987.

Ар-Ра̄зӣ, Фах̱руддӣн. Ат-Тафсӣр ал-кабӣр. Каир, 1938б.

Ар-Ра̄зӣ, Фах̱руддӣн. Мух̣ас̣с̣ал афка̄р ал-мутак̣аддимӣн ва ал-мутаʼах̱х̱ирӣн. Каир, 1323 г.х.

Ар-Ра̄зӣ, Фах̱руддӣн. Шарх̣ ал-ʼиша̄ра̄т. Каир, 1325 г.х.

Arnaldez R. Trouvailles philosophiques dans le commentaire coranique de Fakhr al-Din al-Razi // Etudes philosophiques et litteraires. 1968. T. III.

Setia A. Fakhr Al-Din Al-Razi on Physics and the Nature of the Physical World: A Preliminary Survey // Islam & Science. 2004. No. 2(2).

Ар-Ра̄зӣ, Фах̱руддӣн. ʼАса̄с ат-так̣дӣс. Каир, 1935.

Ар-Ра̄зӣ, Фах̱руддӣн. Ал-Маба̄х̣ис̱ ал-машрик̣иййа. Хайдарабад, 1343 г.х.

Ар-Ра̄зӣ, Фах̱руддӣн. Ал-Мат̣а̄либ ал-ʻа̄лиййа. Бейрут, 1987.

Ар-Ра̄зӣ, Фах̱руддӣн. Ат-Тафсӣр ал-кабӣр. Каир, 1938б.

Ар-Ра̄зӣ, Фах̱руддӣн. Иʻтик̣а̄да̄т фирак̣ ал-муслимӣн ва ал-мушрикӣн. Каир, 1938а.

Ар-Ра̄зӣ, Фах̱руддӣн. Мух̣ас̣с̣ал афка̄р ал-мутак̣аддимӣн ва ал-мутаʼах̱х̱ирӣн. Каир, 1323 г.х.

Ар-Ра̄зӣ, Фах̱руддӣн. Шарх̣ ал-ʼиша̄ра̄т. Каир, 1325 г.х.

Abrahamov B. Fakhr al-Din al-Razi on God's Knowledge of Particulars // Oriens. 1992. Vol. 33.

Arnaldez R. Trouvailles philosophiques dans le commentaire coranique de Fakhr al-Din al-Razi // Etudes philosophiques et litteraires. 1968. T. III.

Ceylan Y. Theology and Tafsir in the Major Works of Fakhr al-Din al-Razi. Kuala Lumpur, 1996.

Kholeif F. A Study on Fakhr al-Din al-Razi and his Controversies in Transoxiana. Beirut, 1966.

Setia A. Fakhr Al-Din Al-Razi on Physics and the Nature of the Physical World: A Preliminary Survey // Islam & Science. 2004. No. 2(2).

Аз-Зарка̄н М. Фах̱руддӣн ар-Ра̄зӣ ва а̄ра̄ʼу-ху ал-кала̄миййа ва ал-фалсафиййа. Бейрут, 1963.

Кулматов Н. Фахриддин Рази. Душанбе, 1980.

Наимов H. Фахриддин Рази // Из философского наследия народов Ближнего и Среднего Востока. Ташкент, 1972.

Нофал Ф.О.