Ал-Каʻбӣ

Electronic philosophical encyclopedia article
share the uri

Биография ал-Каʻбӣ

Ал-Каʻбӣ,ʼАбӯ ал-К̣а̄сим ʻАбдулла̄х ибн Ах̣мад ал-Балх̱ӣ (886, Балх, Хорасан – 931, там же) – мутакаллим, один из последних выдающихся мыслителей багдадской школы мутазилизма. Сын придворного наместника Нисабура, в четырнадцать лет поступил на службу к зайдитскому правителю Табаристана Мух̣аммаду б. Зайду Да̄ʻӣ (ум. 900). После смерти Да̄ʻӣ ал-Каʻбӣ несколько лет служил секретарем Ах̣мада б. Сахла, помощника саманидского правителя Нас̣ра б. Ах̣мада (ум. 943). Бунт Ах̣мада против покровителя закончился поражением первого в 919; вероятно, в том же году ал-Каʻбӣ попадает в темницу. Вызволенный благодаря ходатайству некоего ʻАлӣ б. ʻӢсы перед аббасидским визирем Х̣а̄мидом б. ал-ʻАбба̄сом, он продолжил свою деятельность как ученый и теолог. Посетив Багдад, воспринял мутазилитскую доктрину ал-Х̱аййа̄т̣а (ум. ок. 932). Из его сорока шести трактатов до нас дошли два его биографических сочинения [Ал-Балх̱ӣ, ал-Хамада̄нӣ, ал-Джишшамӣ, с. 63–120; Ал-Балх̱ӣ, 2000] и отдельные фрагменты его теологических, философских и экзегетических трудов, приводимые мутазилитскими доксографами [Ал-Бас̣рӣ, 2006; Ан-Нӣса̄бӯрӣ, 1979; Тафсӣр, 2006; El-Omari, 2016, р. 1–25; Thomas, 2010; Нофал, 2017, с. 13–25].

Ал-Балх̱ӣ, ʼАбӯ ал-К̣а̄сим, ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р, ал-Джишшамӣ, ал-Х̣а̄ким. Фад̣л ал-иʻтиза̄л ва т̣абак̣а̄т ал-муʻтазила. Тунис, б.г.

Ал-Балх̱ӣ, ʼАбӯ ал-К̣а̄сим. К̣убӯл ал-ах̱ба̄р фӣ маʻрифат ар-риджа̄л. Бейрут, 2000.

Ал-Бас̣рӣ, ʼАбӯ ал-Х̣усайн. Тас̣аффух̣ ал-адилла. Висбаден, 2006.

Ан-Нӣса̄бӯрӣ, ʼАбӯ Рашӣд. Ал-Маса̄ʼил фӣ ал-х̱ила̄ф байн ал-бас̣риййӣн ва ал-баг̣да̄диййӣн. Триполи, 1979.

Тафсӣр ʼАбӣ ал-К̣а̄сим ал-Каʻбӣ ал-Балх̱ӣ. Бейрут, 2006.

El-Omari R. The Theology of Abū l-Qāsim al-Balkhī/al-Kaʿbī. Leiden, 2016.

Thomas D. Abū l-Qāsim al-Balkhī // Christian-Muslim Relations. A Bibliographical History. Vol. 2: 900–1050. Leiden, 2010.

Нофал Ф. ʼАбу ал-Касим ал-Каʻби и закат багдадской школы мутазилизма. М., 2017.

Теология ал-Каʻбӣ

Теологическая система ал-Каʻбӣ развивается в русле общемутазилитского апофатического богословия. Любой атрибут, приписываемый человеком Богу, есть «описание» (вас̣ф) и абстрагированное «именование» (тасмиййа) либо Его вечной самости, либо Его тварного действования. В действительности же самость Аллаха обладает двумя атрибутами – всезнанием и творением. Поэтому Он не может совершить человеческого деяния, зависящего от совокупности преходящих атрибутов [Ал-Ма̄турӣдӣ, 2001, с. 50; ср.: Ал-Бас̣рӣ, 2006, с. 131]. Ал-Каʻбӣ критиковал традиционное мутазилитское учение о вере (ʼӣма̄н): не будучи единством соответствующих Закону слова, дела и мысленного исповедания, вера есть лишь метафора, указывающая на вероисповедание человека [Ал-Ма̄турӣдӣ, 2001, с. 343; El-Omari, 2016, p. 87–116; Нофал, 2017, с. 35–58].

Ал-Бас̣рӣ, ʼАбӯ ал-Х̣усайн. Тас̣аффух̣ ал-адилла. Висбаден, 2006.

Ал-Ма̄турӣдӣ, ʼАбӯ Манс̣ӯр. Кита̄б ат-тавх̣ӣд. Бейрут-Стамбул, 2001.

El-Omari R. The Theology of Abū l-Qāsim al-Balkhī/al-Kaʿbī. Leiden, 2016.

Нофал Ф. ʼАбу ал-Касим ал-Каʻби и закат багдадской школы мутазилизма. М., 2017.

Натурфилософия ал-Каʻбӣ

Натурфилософия ал-Каʻбӣ носит детерминистический характер [Аш-Шахраста̄нӣ, 1992, с. 89–90]. Всякий процесс объясняется «привхождением» в субстанцию соответствующего «смысла» (маʻна̄) [Ан-Нӣса̄бӯрӣ, 1979, с. 233–240; 202–220 и др.]. Так, тело (джисм) живет благодаря привхождению в него смысла «жизнь» и умирает через привхождение в него противоположного смысла – «смерть» [Ан-Нӣса̄бӯрӣ, 1979, с. 350–355]. Равным образом тело движется вправо только потому, что в него привходит смысл «движение вправо», иное (мух̱талифа) по отношению к смыслу «движение влево» [Ан-Нӣса̄бӯрӣ, 1979, с. 200–212]. Для образования протяженного в пространстве тела необходимо привхождение в атомы смысла, обуславливающего крайне схематичное их «соседствование» (муджа̄вара) с другими частицами [Ан-Нӣса̄бӯрӣ, 1979, с. 202]. При этом сам атом, «единичная субстанция» (джавхар фард), не может существовать в пустоте (х̱ала̄ʼ) или в отрыве от других мельчайших частиц и потому располагает «нулевой», «воображаемой» единицей пространства – х̣аййиз [Ан-Нӣса̄бӯрӣ, 1979, с. 47, 96; см. также: Ал-Муфӣд, 1983, с. 119–120]. «Место» (мака̄н) по-аристотелевски определялось ал-Каʻбӣ как окружающее тело пространство [Ал-Муфӣд, 1983, с. 120; Ан-Нӣса̄бӯрӣ, 1979, с. 188–189]. Время же (вак̣т) понималось им психологически – как произвольно устанавливаемая разумом мера действования [Ал-Муфӣд, 1983, с. 120]. Однако существование той или иной вещи (шайʼ) ограничено единомгновенным бытием смысла и, соответственно, акциденцией «пребывание» (бак̣а̄ʼ) [Ан-Нӣса̄бӯрӣ, 1979, с. 74, 83]. Последняя, в отличие от всех других производимых тварью акцидентальных форм, творится Богом. Ал-Каʻбӣ считал землю смесью холода и сухости, постулировал ее недвижимость и шарообразность [Ан-Нӣса̄бӯрӣ, 1979, с. 153]. Ее покой же он объяснял так: поскольку земля находится в центре «возвышающейся» (муртафиʻ) со всех сторон небесной сферы (фалак), то она не может двигаться ни к одной из этих сторон, скованная своим весом [Ан-Нӣса̄бӯрӣ, 1979, с. 118–119; Нофал, 2017, с. 59–104].

Учение ал-Каʻбӣ, воспринявшее теологические и физические теории ал-ʻАлла̄фа, ан-Наз̣з̣а̄ма, Муʻаммара б. ʻАбба̄да и Бишра б. ал-Муʻтамира и оформившееся в ходе полемики представителей багдадской школы с ʼАбӯ ʻАлӣ и ʼАбӯ Ха̄шимом ал-Джубба̄ʼӣ, подготовило появление теолого-философской школы ʻАбд ал-Джабба̄ра.

Ан-Нӣса̄бӯрӣ, ʼАбӯ Рашӣд. Ал-Маса̄ʼил фӣ ал-х̱ила̄ф байн ал-бас̣риййӣн ва ал-баг̣да̄диййӣн. Триполи, 1979.

Аш-Шайх ал-Муфӣд, Мух̣аммад б. Мух̣аммад. ʼАва̄ʼил ал-мак̣а̄ла̄т. Бейрут, 1983.

Аш-Шахраста̄нӣ, ʼАбӯ ал-Фатх̣. Кита̄б ал-милал ва ан-них̣ал. Бейрут, 1992.

Нофал Ф. ʼАбу ал-Касим ал-Каʻби и закат багдадской школы мутазилизма. М., 2017.

Ал-Балх̱ӣ, ʼАбӯ ал-К̣а̄сим, ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р, ал-Джишшамӣ, ал-Х̣а̄ким. Фад̣л ал-иʻтиза̄л ва т̣абак̣а̄т ал-муʻтазила. Тунис, б.г.

Ал-Балх̱ӣ, ʼАбӯ ал-К̣а̄сим. К̣убӯл ал-ах̱ба̄р фӣ маʻрифат ар-риджа̄л. Бейрут, 2000.

Ал-Бас̣рӣ, ʼАбӯ ал-Х̣усайн. Тас̣аффух̣ ал-адилла. Висбаден, 2006.

Ал-Ма̄турӣдӣ, ʼАбӯ Манс̣ӯр. Кита̄б ат-тавх̣ӣд. Бейрут-Стамбул, 2001.

Ан-Нӣса̄бӯрӣ, ʼАбӯ Рашӣд. Ал-Маса̄ʼил фӣ ал-х̱ила̄ф байн ал-бас̣риййӣн ва ал-баг̣да̄диййӣн. Триполи, 1979.

Аш-Шайх ал-Муфӣд, Мух̣аммад б. Мух̣аммад. ʼАва̄ʼил ал-мак̣а̄ла̄т. Бейрут, 1983.

Аш-Шахраста̄нӣ, ʼАбӯ ал-Фатх̣. Кита̄б ал-милал ва ан-них̣ал. Бейрут, 1992.

Тафсӣр ʼАбӣ ал-К̣а̄сим ал-Каʻбӣ ал-Балх̱ӣ. Бейрут, 2006.

El-Omari R. The Theology of Abū l-Qāsim al-Balkhī/al-Kaʿbī. Leiden, 2016.

Thomas D. Abū l-Qāsim al-Balkhī // Christian-Muslim Relations. A Bibliographical History. Vol. 2: 900–1050. Leiden, 2010.

Нофал Ф. ʼАбу ал-Касим ал-Каʻби и закат багдадской школы мутазилизма. М., 2017.

Нофал Ф.О.