ʻАбд ал-Джабба̄р

Electronic philosophical encyclopedia article
share the uri

Биография ʻАбд ал-Джабба̄ра

ʻАбд ал-Джабба̄р ибн Ах̣мад б. ал-Х̱алӣл ал-Хамада̄нӣ ал-Асада̄ба̄дӣ, ʻИма̄д ад-Дӣн Х̣айфа̄ ʼАбӯ ал-Х̣асан (ок. 937, Асадабад – 1025) – мутакаллим и правовед, последний крупный представитель басрийской школы мутазилизма и систематизатор ее теологического и натурфилософского учения.

Первые тридцать лет своей жизни ʻАбд ал-Джабба̄р провел в путешествиях по Прикаспию, Исфахану, Хамадану и Ираку. Ученик шафиитских факихов, уже в Басре он принял на веру широко распространенную в то время ашаритскую доктрину; однако впоследствии, под влиянием бахшамита (адепта доктрины ʼАбӯ Ха̄шима ал-Джубба̄ʼӣ) Ибн ал-ʻАййа̄ша (ум. ок. 970 г.), он меняет свою теолого-философскую ориентацию и перебирается в Багдад, где некоторое время обучается основам мутазилизма под началом ʼАбӯ ʻАбдулла̄ха ал-Бас̣рӣ (ум. 980). Около 970 визирь буида Муʼаййад ад-Давла (ум. 984) ас̣-С̣а̄х̣иб б. ʻАбба̄д (ум. 995) приглашает ʻАбд ал-Джабба̄ра в Рей, где тот получает место при дворе и титул «судьи судей (к̣а̄д̣ӣ ал-к̣уда̄т) Рея, Каспия, Абхара и Зенджана». По смерти Муʼаййад ад-Давлы и восшествии на престол Фах̱р ад-Давлы (ум. 997) ʻАбд ал-Джабба̄р надолго попадает в заточение. Достоверных сведений о последних годах его жизни не сохранилось. Традиции его школы продолжили мутазилиты ʼАбӯ ал-Х̣усайн ал-Басри (ум. 1085) и ʼАбӯ Рашӣд ан-Нӣса̄бӯрӣ (ум. 1058), зайдит ал-А̄милӣ (ум. 1020) и имамит аш-Шарӣф ал-Муртад̣а̄ (ум. 1044) [Ар-Ра̄вӣ, 1980, с. 36-64]. Рецепция идей ʻАбд ал-Джабба̄ра в шиитской среде не только предотвратила безвозвратную потерю наследия «зрелой» басрийской школы мутазилизма, но и способствовала сохранению многих его трактатов. ʻАбд ал-Джабба̄ру библиографы приписывают свыше сорока сочинений по истории мутазилизма [Ал-Балх̱ӣ, ал-Хамада̄нӣ, ал-Джишшамӣ], экзегетике [Ал-Хамада̄нӣ, 1969; Ал-Хамада̄нӣ], сравнительному богословию [Ал-Хамада̄нӣ, 1966–1968], логике, метафизике [Ал-Хамада̄нӣ, 1996; Ал-Хамада̄нӣ, 1999; Ал-Хамада̄нӣ,1958; Ал-Хамада̄нӣ, 1971] и мусульманскому правоведению [Monnot, 1974].

Ал-Балх̱ӣ, ʼАбӯ ал-К̣а̄сим, ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р, ал-Джишшамӣ, ал-Х̣а̄ким. Фад̣л ал-иʻтиза̄л ва т̣абак̣а̄т ал-муʻтазила. Тунис, б.г.

Ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р. Ал-Маджмӯʻ фӣ ал-Мух̣ӣт̣ би-т-таклӣф. Бейрут, 1999.

Ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р. Ал-Муг̣нӣ фӣ абва̄б ат-тавх̣ӣд ва ал-ʻадл. Каир, 1958.

Ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р. Ал-Мух̱тас̣ар фӣ ʼус̣ӯл ад-дӣн // Раса̄ʼил ал-ʻадл ва ат-тавх̣ӣд. Т. 1. Каир, 1971.

Ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р. Муташа̄бих ал-К̣урʼа̄н. Каир, 1969.

Ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р. Тас̱бӣт дала̄ʼил ан-нубӯвва. Бейрут, 1966–1968.

Ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р. Шарх̣ ал-ʼус̣ӯл ал-х̱амса. Каир, 1996.

Monnot G. Penseurs musulmans et religions iraniennes. ʿAbd al-Jabbār et ses devanciers. Paris, 1974.

Теология ʻАбд ал-Джабба̄ра

Теология ʻАбд ал-Джабба̄ра подвела итог развитию басрийского учения об атрибутах Бога. Так, помимо «самостных» (з̱а̄тиййа) атрибутов, присущих самости Аллаха и рационально постигаемых субъектом [Ал-Хамада̄нӣ, 1996, с. 324], Бога отличает от человека атрибут «божественности» (ʼила̄хиййа) [Ал-Хамада̄нӣ, 1958, т. 1, с. 151–154]. В мутазилитское богословие его впервые ввел ʼАбӯ Ха̄шим ал-Джубба̄ʼӣ. В ряду «необходимых» (д̣арӯриййа), самостных атрибутов Бога ʻАбд ал-Джабба̄р выделял «могущество», «всезнание», «жизнь», «существование» и «вечность» [Ал-Хамада̄нӣ, 1958, т. 1, с. 97–190; Ал-Хамада̄нӣ, 1996, с. 149–181]. Они онтологически противоположны «оперативным» (фиʻлиййа) атрибутам – «именам действия» Всевышнего [Ал-Хамада̄нӣ, 1971, с. 180–200; Ал-Хамада̄нӣ, 1996, с. 200–201]. Критикуя «теорию смыслов» Муʻаммара б. ʻАбба̄да как излишне реалистическую [Ал-Хамада̄нӣ, 1999, с. 170–184], ʻАбд ал-Джабба̄р развивал негативное богословие басрийской школы: необходимо отличать одни «отрицательные» (салбиййа) атрибуты, которые не могут быть приписаны божественной самости, от других, связанных с акцидентальными состояниями твари. Например, Аллах не характеризуется теологами как «Невежда» – и, вместе с тем, Он, будучи безвольным в вечности, все же может волеть в процессе творения мира [Ал-Хамада̄нӣ, 1971, с. 184]. В противоположность багдадским мутазилитам ʻАбд ал-Джабба̄р отстаивал своеобразный «эстетический детерминизм» в области теологии: Создатель не может совершить бессмысленный (ʻабас̱ийй) или «уродливый» (к̣абӣх̣) поступок; следовательно, Он должен изливать на мир Свою «благость» (лут̣ф), подвигая людей следовать истине [Ал-Хамада̄нӣ, 1996, с. 520–525; Ал-Хамада̄нӣ, 1958, т. 13; Abrahamov, 1993].

Ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р. Ал-Маджмӯʻ фӣ ал-Мух̣ӣт̣ би-т-таклӣф. Бейрут, 1999.

Ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р. Ал-Муг̣нӣ фӣ абва̄б ат-тавх̣ӣд ва ал-ʻадл. Каир, 1958.

Ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р. Ал-Мух̱тас̣ар фӣ ʼус̣ӯл ад-дӣн // Раса̄ʼил ал-ʻадл ва ат-тавх̣ӣд. Т. 1. Каир, 1971.

Ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р. Шарх̣ ал-ʼус̣ӯл ал-х̱амса. Каир, 1996.

Abrahamov B. ʿAbd al-Jabbār’s Theory of Divine Assistance (luṭf) // Jerusalem Studies in Arabic and Islam. 1993. Bd. 16.

Антропологическое учение ʻАбд ал-Джабба̄ра

Антропологические воззрения ʻАбд ал-Джабба̄ра также отмечены печатью полемики с багдадской школой. Человек мыслится как ответственный за непосредственные (муба̄шира) и опосредованные (мутаваллида) последствия своих действий. Он располагает волей (ʼира̄да), подготавливающей и сопровождающей акт, равно как и акцидентальным могуществом (к̣удра), предшествующим его свершению [Ал-Хамада̄нӣ, 1999, т. 3, с. 176–197; Ал-Хамада̄нӣ, 1958, т. 11]. Эсхатологические концепции ʻАбд ал-Джабба̄ра в целом совпадают с традиционными для мутазилитов теориями: блаженство или мучения постигают человека уже по погребении и продолжаются после Страшного суда в вечности [Ал-Хамада̄нӣ, 1996, с. 732–734]. При этом человек, будучи плотским существом, так и не сможет увидеть самость Бога ни в этом мире, ни в будущем [Ал-Хамада̄нӣ, 1958, т. 4]. ʻАбд ал-Джабба̄р учил также о воздаянии (ʻивад̣), которого непременно должны сподобиться страдавшие по воле Бога взрослые, дети и животные [Heemskerk, 2000; Hourani, 1971; ʻАбдулʻазӣз, 2010; ʻУс̱ма̄н, 1971].

Ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р. Ал-Маджмӯʻ фӣ ал-Мух̣ӣт̣ би-т-таклӣф. Бейрут, 1999.

Ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р. Ал-Муг̣нӣ фӣ абва̄б ат-тавх̣ӣд ва ал-ʻадл. Каир, 1958.

Ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р. Шарх̣ ал-ʼус̣ӯл ал-х̱амса. Каир, 1996.

Heemskerk M. Suffering in the Muʿtazilite Theology. ʿAbd al-Jabbār’s Teaching on Pain and Divine Justice. Leiden, 2000.

Hourani G. Islamic Rationalism. The Ethics of ʿAbd al-Jabbār. Oxford, 1971.

ʻАбдулʻазӣз Х̱. К̣адиййат ʻаз̱а̄б ал-к̣абр ва наʻӣми-хи ʻинд ал-к̣а̄д̣ӣ ʻАбд ал-Джабба̄р ал-Хамада̄ни ̄// Маджаллат куллиййат ал-а̄да̄б ли-джа̄миʻат аз-Зак̣а̄зӣк̣. 2010. № 52.

ʻУс̱ма̄н ʻА. Наз̣ариййат ат-таклӣф: а̄ра̄ʼ ал-к̣а̄д̣ӣ ʻАбд ал-Джабба̄р ал-кала̄миййа. Бейрут, 1971.

Натурфилософия ʻАбд ал-Джабба̄ра

Полемика с арабоязычным перипатетизмом предопределила эмпирический характер натурфилософии ʻАбд ал-Джабба̄ра, согласно которому ни субстанция (джавхар), ни акциденция (ʻарад̣) не могут возникать вне занимаемого атомом пространства (х̣аййиз). Последовательный атомист, ʻАбд ал-Джабба̄р учил о возможности уничтожения тех или иных неделимых, обособленно существующих «единичных субстанций» посредством «привхождения» в них акциденции «исчезновение» (фана̄ʼ). Одновременно с этим он развивал учение ʼАбӯ Ха̄шима об акциденциях: хотя атомы и могут воспринимать акциденции, субъект постигает только тело (джисм), существование которого, в отличие от мельчайших частиц материи, немыслимо без акцидентальных атрибутов. Последние, в свою очередь, объяснялись им как образовывающиеся в телах «смыслы» (маʻа̄нӣ), которые, в зависимости от своей «чтойности», могут существовать в одном или двух субстратах и «пребывать» два следующих друг за другом момента времени (вак̣тайн), – за исключением движения, не существующего дольше одного атомарного мгновения [Ал-Хамада̄нӣ, 1971, с. 170–175; Ал-Хамада̄нӣ, 1996, с. 92–115; Ал-Хамада̄нӣ, 1999, т. 1, с. 26–22; Ар-Ра̄вӣ, 1980, с. 287–320; Туркӣ, 2003; Hecker, 1980].

Ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р. Ал-Маджмӯʻ фӣ ал-Мух̣ӣт̣ би-т-таклӣф. Бейрут, 1999.

Ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р. Ал-Мух̱тас̣ар фӣ ʼус̣ӯл ад-дӣн // Раса̄ʼил ал-ʻадл ва ат-тавх̣ӣд. Т. 1. Каир, 1971.

Ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р. Шарх̣ ал-ʼус̣ӯл ал-х̱амса. Каир, 1996.

Hecker J. Some Notes on Kitāb al-Tawlīd from the Mughnī of the Qādī ʿAbd al-Jabbār// Jerusalem Studies in Arabic and Islam. Bd. 2. 1980.

Ар-Ра̄ви, ʻА. Ал-ʻАк̣л ва ал-х̣урриййа: дира̄са фӣ фикр ал-к̣а̄д̣ӣ ʻАбд ал-Джабба̄р ал-муʻтазилийй. Бейрут, 1980.

Туркӣ И. Ас-Сабабиййа ʻинд ал-к̣а̄д̣ӣ ʻАбд ал-Джабба̄р. Александрия, 2003.

Политическое учение ʻАбд ал-Джабба̄ра

ʻАбд ал-Джабба̄р считал, что правитель (имам) должен быть избран из числа пяти или шести свободных и достойных претендентов – потомков курайшитов; в том случае, если два претендента кажутся выборщикам одинаково достойными верховной власти, он, вслед за своими учителями, допускал использование жеребьевки (к̣урʻа) [Ал-Хамада̄нӣ, 1958, т. 20; Ал-Хамада̄нӣ, 1996, с. 749–760].

Ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р. Ал-Муг̣нӣ фӣ абва̄б ат-тавх̣ӣд ва ал-ʻадл. Каир, 1958.

Ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р. Шарх̣ ал-ʼус̣ӯл ал-х̱амса. Каир, 1996.

Ал-Балх̱ӣ, ʼАбӯ ал-К̣а̄сим, ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р, ал-Джишшамӣ, ал-Х̣а̄ким. Фад̣л ал-иʻтиза̄л ва т̣абак̣а̄т ал-муʻтазила. Тунис, б.г.

Ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р. Ал-Маджмӯʻ фӣ ал-Мух̣ӣт̣ би-т-таклӣф. Бейрут, 1999.

Ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р. Ал-Муг̣нӣ фӣ абва̄б ат-тавх̣ӣд ва ал-ʻадл. Каир, 1958.

Ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р. Ал-Мух̱тас̣ар фӣ ʼус̣ӯл ад-дӣн // Раса̄ʼил ал-ʻадл ва ат-тавх̣ӣд. Т. 1. Каир, 1971.

Ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р. Муташа̄бих ал-К̣урʼа̄н. Каир, 1969.

Ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р. Тас̱бӣт дала̄ʼил ан-нубӯвва. Бейрут, 1966–1968.

Ал-Хамада̄нӣ, ʻАбд ал-Джабба̄р. Шарх̣ ал-ʼус̣ӯл ал-х̱амса. Каир, 1996.

Abrahamov B. ʿAbd al-Jabbār’s Theory of Divine Assistance (luṭf) // Jerusalem Studies in Arabic and Islam. 1993. Bd. 16.

Hecker J. Some Notes on Kitāb al-Tawlīd from the Mughnī of the Qādī ʿAbd al-Jabbār// Jerusalem Studies in Arabic and Islam. Bd. 2. 1980.

Heemskerk M. Suffering in the Muʿtazilite Theology. ʿAbd al-Jabbār’s Teaching on Pain and Divine Justice. Leiden, 2000.

Hourani G. Islamic Rationalism. The Ethics of ʿAbd al-Jabbār. Oxford, 1971.

Monnot G. Penseurs musulmans et religions iraniennes. ʿAbd al-Jabbār et ses devanciers. Paris, 1974.

ʻАбдулʻазӣз Х̱. К̣адиййат ʻаз̱а̄б ал-к̣абр ва наʻӣми-хи ʻинд ал-к̣а̄д̣ӣ ʻАбд ал-Джабба̄р ал-Хамада̄ни ̄// Маджаллат куллиййат ал-а̄да̄б ли-джа̄миʻат аз-Зак̣а̄зӣк̣. 2010. № 52.

ʻУс̱ма̄н ʻА. Наз̣ариййат ат-таклӣф: а̄ра̄ʼ ал-к̣а̄д̣ӣ ʻАбд ал-Джабба̄р ал-кала̄миййа. Бейрут, 1971.

Ар-Ра̄ви, ʻА. Ал-ʻАк̣л ва ал-х̣урриййа: дира̄са фӣ фикр ал-к̣а̄д̣ӣ ʻАбд ал-Джабба̄р ал-муʻтазилийй. Бейрут, 1980.

Туркӣ И. Ас-Сабабиййа ʻинд ал-к̣а̄д̣ӣ ʻАбд ал-Джабба̄р. Александрия, 2003.

Нофал Ф.О.